Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
№ 1 (2015)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2015-0-1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ - 2014

6-15 842
Аннотация
В настоящее время в стране формируется новая экономическая реальность, во многом связанная с наложением двух процессов: нестабильностью мировой экономической системы и попаданием российской экономики в режим санкций со стороны западных стран. Санкции заставляют нас задуматься о более быстром развитии значимых компонентов национальной экономики: платежной системы, банковского сектора, системы обмена банковской информации; требуют точных ответов на современные вызовы в области финансовой политики, кредитно-денежного регулирования, бюджетного процесса, социальной сферы. Эти темы были в центре внимания международного форума Финансового университета «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности» (24-26 ноября 2014 г.) В нем приняли участие первый заместитель Председателя Совета Федерации А. Торшин, заместитель Председателя Правительства О. Голодец, министр финансов А. Силуанов, председатель Комитета Госдумы по налогам и сборам А. Макаров. Форум собрал ведущих ученых и специалистов России. Большой интерес проявило зарубежное научное сообщество: представители 16 стран дальнего и ближнего зарубежья приехали в Москву, чтобы обсудить происходящие процессы как в глобальной экономике, так и в нашей стране. В их числе - лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Принстонского и Нью-Йоркского университетов Томас Дж. Сарджент*.Американский экономист Томас Джон Сарджент (Thomas John Sargent) родился 19 июля 1943 г. в Пасадене (Штат Калифорния, США). Бакалавр Калифорнийского университета в Беркли (1964); доктор философии Гарвардского университета (1968). Преподавал в Пенсильванском (1970-1971), Миннесотском (1971-1987), Чикагском (1991-1998), Стэнфордском (1998-2002), Принстонском (2009 - наст. время) и Нью-Йоркском (с 2002) университетах. Член Национальной академии наук и Американской академии искусств и наук. Советник Федерального резервного банка Миннеаполиса (1971-1987 гг.) Наиболее важные работы Сарджента в начале 1970-х годов были связаны с применением рациональных ожиданий в эмпирических и эконометрических исследованиях. Его работы по эконометрике касались таких тем, как естественный уровень безработицы, нейтральность реальных процентных ставок по отношению к деньгам, динамическая модель спроса на труд, практические исследования гиперинфляции.Томас Сарджент является одним из создателей «новой» классической макроэкономики, основанной на теории рациональных ожиданий (другим создателем этой теории является Роберт Лукас-младший). Среди основных работ экономиста: «Рациональные ожидания и эконометрическая практика» (Rational Expectations and Econometric Practice, 1981); «Рекурсивная макроэкономическая теория» (Recursive Macroeconomic Theory, 2004) в соавторстве с Ларсом Люнквистом; «Надежность» (Robustness, 2008) в соавторстве с Ларсом Питером Хансеном и др.10 октября 2011 г. Томасу Сардженту совместно с Кристофером Симсом была присуждена Нобелевская премия по экономике «за эмпирические исследования причинно-следственных связей в макроэкономике».

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

16-22 769
Аннотация
Социальное государство представляет основу консолидации современного российского общества. К сожалению, сформированная поляризация общества воспроизводит избыточное неравенство, которое представляет препятствие для внутренней солидарности российской нации, экономического роста и развития. Выдвигаемая в качестве альтернативы социальному государству концепция «общества-участия» (participation society) предполагает сокращение социальных расходов государства и их перенос на население. В рыночных реалиях нельзя возлагать все надежды на решение социальных вопросов на государственную власть, вместе с тем, проблемы повышения качества жизни населения, и особенно борьба с бедностью, не могут решаться только за счет граждан. Реализация партисипаторного подхода, его встраивание для повышения качества жизни населения в систему государственного управления и местного самоуправления есть новая возможность для граждан влиять на управление социальным государством и участвовать в управлении.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

23-29 512
Аннотация
Системные проблемы действующей модели интеграции России в систему международного разделения труда и трансграничное движение капитала резко усугубились в условиях возросших геополитических рисков. Изменение внешних условий функционирования национального хозяйства заставляет кардинально пересмотреть подходы к организации внешнеэкономических связей страны. Очевидно, что в нынешних условиях модель экономического развития, базирующаяся на форсированном экспорте энергоносителей за рубеж в сочетании с наращиванием внешних активов и масштабными заимствованиями на международном рынке капитала, полностью изжила себя. В статье предлагается качественно новая мобилизационная модель валютно-финансового регулирования в России, соответствующая внешним вызовам. Детально рассматриваются три основных направления модели. Первое - нацеленность на преимущественное использование природных ресурсов в целях развития внутренних отраслей промышленности и минимизацию экспорта за рубеж избыточного количества и черпаемых запасов углеводородного сырья; ограничение импорта минимальным набором товаров, выпуск которых на территории Российской Федерации затруднен или невозможен (модель хозяйственной автаркии). второе - отказ от экспансии национального капитала за рубеж и от идеи создания производственно-сбытовых цепочек за границей; мобилизация ранее размещенных за рубежом инвестиционных ресурсов и их перенаправление на погашение имеющихся иностранных обязательств (модель финансовой автаркии). третье - создание институциональных предпосылок для обеспечения финансовой стабильности и национальной безопасности (модель долгосрочной финансовой безопасности). Сделан вывод, что оптимизация модели валютно-финансового регулирования позволит купировать негативные последствия проникновения глобальных дисбалансов и преодоления зависимого положения страны в системе международного разделения труда.
30-36 915
Аннотация
Разработана методика долгосрочного (до нескольких месяцев) прогнозирования разворотной динамики волатильности с использованием свойств длинной памяти финансовых временных рядов. Предложенный в [1] алгоритм вычисления фрактальной размерности через покрытие предфракталами используется для декомпозиции волатильности на удельную0A (t) и структурную Hµ(t). Предложены модели динамических компонентволатильности, способные предсказывать длинные восходящие в ней тренды. Для проверки статистическойзначимости прогнозов введены функции оценки условных и безусловных вероятностей для наблюдаемых и прогнозируемых компонент. Наши результаты могут быть использованы для предсказания точек перехода рынка в нестабильное состояние.
37-53 659
Аннотация
Процесс управления системой хозяйственных расчетов находится в области двух сфер экономических знаний - финансового менеджмента и бухгалтерского учета. Последний выполняет информационно-аналитическую функцию, готовя базу для построения финансовой стратегии, исполнения договорной дисциплины в сочетании с принятой учетной политикой. Актуальность вопросов эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью возросла в связи с продолжающимся сложноуправляемым процессом нарушения платежной дисциплины сторонами обязательств. Отмеченное позволяет признать исследование теоретических и практических аспектов бюджетирования и оперативного учета исполнения обязательств актуальным и востребованным хозяйственной практикой.В статье раскрыты факторы, которые, по мнению авторов, имеют существенное влияние на состояние дебиторской и кредиторской задолженности как важнейших элементов современных экономических отношений и должны быть учтены при прогнозировании проведения расчетов с контрагентами, работающими, бюджетом, прочими дебиторами и кредиторами.Авторами предложена методика бюджетирования возникновения и погашения дебиторской и кредиторской задолженностей на базе аппроксимированно линейной зависимости. Методика включает в себя пять этапов построения расчетно-платежного баланса: анализ и подготовку исходных данных для прогнозирования дебиторской и кредиторской задолженности, систематизацию и классификацию видов дебиторской и кредиторской задолженностей, построение параметрической трендовой модели поведения для регулярной и иррегулярной дебиторской задолженности и финансовых и нефинансовых обязательств, составление агрегированного прогноза движения дебиторской и кредиторской задолженности. Представлен агрегированный формат расчетно-платежного баланса: с одной стороны, прогнозный остаток дебиторской задолженности и превышение обязательств над платежными средствами, с другой - прогнозный остаток кредиторской задолженности и превышение платежных средств над обязательствами.Предложенные новации позволят более эффективно использовать временно свободные средства и не допускать появления безнадежных долгов.
54-63 2714
Аннотация
Статья отозвана.

Статья посвящена исследованию введения в России прогрессивных ставок налога на доходы физических лиц. В рамках задачи исследования поставлена цель - установить наиболее значимые социально-экономические последствия такого внедрения. Одной из главных особенностей данной работы является анализ издержек применения прогрессивных ставок налога на доходы физических лиц с точки зрения адресного подхода, который получил широкое международное признание как инструмент для исследования государственных программ в сфере финансовой защиты наименее обеспеченных граждан. В статье рассмотрены конституционные принципы финансовой дискриминации и методы ее обеспечения. Приведено сравнение бюджетной и социально-экономической эффективности заложенных в подоходный налог мер финансовой дискриминации с аналогичными мерами социальных трансфертов и имущественных налогов, недостатки и преимущества адресного подхода, применяемого при прогрессивном налогообложении. Описана заложенная в прогрессивное налогообложение модель бюджетной сбалансированности за счет перераспределения альтернативной стоимости. Проанализированы издержки стимулов как основного аргумента в пользу сохранения плоской шкалы подоходного налога и эффекты, к которым они могут привести. Рассмотрены основные, с точки зрения частных и публичных интересов, преимущества и недостатки, которые необходимо учесть при выборе меры государственного регулирования экономики: введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, увеличение роли имущественных налогов и введение или увеличение размеров социальных трансфертов. Внедрение прогрессивного налогообложения рассмотрено с точки зрения конституционных принципов государственного регулирования экономики, получен вывод о допустимости такого внедрения. В части государственного регулирования экономики сформулированы доводы в пользу внедрения прогрессивного налогообложения и против такого внедрения.Результаты, представленные в работе, позволят лицам, наделенным правом законотворческой инициативы, оценить целесообразность внедрения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в России.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

64-68 591
Аннотация
Выступление академика С.Ю. Глазьева на XXIV ежегодном собрании членов Международного союза экономистов «Прогрессивные формы международной экономической интеграции», которое состоялось 4-13 января 2015 г. на о. Бали (Республика Индонезия), публикуется с сокращениями. Полный текст напечатан в «Научных трудах Вольного экономического общества России» (в совместном издании с Международным союзом экономистов).
69-82 589
Аннотация
Как совместить практический подход к экономике с бескомпромиссностью и желанием что-то изменить? Можно ли быть одновременно прагматиком и сторонником коренных преобразований? И стоит ли? Это возможно, и более того, если мы хотим привнести что-то новое в экономику будущего, способствовать ее планомерному развитию,- а мы, безусловно, этого хотим - необходимо пересмотреть систему ценностей, но при этом не забывать и о прагматизме, который является фундаментальным признаком рационального ведения хозяйства. Нужна некая устойчивость в понимании прав и обязанностей отдельно взятого человека, способствующая социальной сплоченности и экономическому развитию страны в целом.Мы имеем дело с ценностями, лежащими в основе общественных процессов ведения хозяйства, преследующего свои экономические цели. Самое главное здесь, пожалуй,- сбалансированнное и долгосрочное развитие общественно-хозяйственных отношений.Однако, помимо базовых принципов, существуют и другие, которым следует подчинить практическую составляющую стратегического планирования. Экономика - это не только наука, дающая теоретическое толкование рациональному ведению хозяйства, но также инструмент для изменения мира к лучшему.В статье рассмотрены принципы ведения хозяйства, распределения доходов, а также взаимодействия субъектов экономики в условиях постоянных изменений в системе ценностей. Исследование человеческих потребностей, их характера и структуры, приоритетов и преференций необходимо с точки зрения управления развитием реальной сферы экономики.
83-96 1209
Аннотация
В статье представлены основные теоретические подходы к пониманию глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦС), анализируется их роль в современной мировой экономике. Подчеркивается, что в силу растущей политической и экономической значимости ГЦС данный феномен сегодня оказывается в центре внимания многих стран и международных институтов - в том числе «Группы двадцати» (G20), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирного банка. Для характеристики основных международных тенденций в области ГЦС, специфики участия России в ГЦС используются, в том числе, последние данные, полученные на основе совместно разработанной ОЭСР и ВТО международной методологии trade in value-Added (tivA). По итогам рассмотрения текущего состояния участия России в ГЦС делается вывод, что она преимущественно участвует в восходящих связях в ГЦС (т.е. другие страны используют экспортируемые Россией товары в качестве сырья или компонентов в своем производстве) и что текущее положение России в ГЦС не обеспечивает нашей стране возможных долгосрочных выгод, не согласуется со средне и долгосрочными задачами социально-экономического и научно-технологического развития. Оцениваются факторы, препятствующие и способствующие участию России в ГЦС. В заключение даются рекомендации по повышению эффективности участия России в ГЦС, включающие как горизонтальные меры, связанные с комплексной модернизацией экономики и системы государственного управления, так и меры, направленные на более адекватную оценку, мониторинг и прогнозирование участия в ГЦС, в том числе через более активное участие в международном сотрудничестве в этой сфере.

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

97-102 1437
Аннотация
В условиях инновационной экономики высшее профессиональное образование становится неотделимым от понятия «образованный человек», т.е. становится всеобщим. Все более увеличивающийся спрос на высшее образование со стороны населения приводит к проблеме доступности качественного высшего образования.В статье рассматривается одна из сторон доступности высшего образования - финансовая. Уточнено понятие финансовой доступности, предложен показатель финансовой доступности на основе медианной заработной платы. Проведен расчет показателя финансовой доступности получения высшего образования в 10 ведущих российских и 10 ведущих американских университетах. На основе полученных данных выявлено, что качественное высшее образование более доступно в Российской Федерации, чем в США. Однако при этом получение образования в самом дорогом по затратам университете США финансово доступнее, чем аналогичное для российских студентов.Предложены меры по увеличению степени финансовой доступности высшего образования на основе образовательных кредитов.
103-111 497
Аннотация
В статье рассматривается механизм взаимодействия всех заинтересованных сторон в решении проблемы релевантности деятельности образовательных организаций, спектра и качества образовательных программ социально-экономическим условиям, требованиям рынка труда, ожиданиям прямых потребителей образовательных услуг.В качестве ключевой фигуры в системе взаимоотношений образовательных организаций заинтересованной стороной выступает работодатель как участник процесса проектирования, реализации образовательных программ и оценки достигнутых результатов. Проанализированы мотивы участия предпринимателей в образовательном процессе, основные функции и формы сотрудничества с образовательными организациями.Проводится обзор инициатив государства по применению новых инструментов управления образованием, направленных на возможность обеспечения образовательными организациями гарантий качества образования, его сопряженности интересам бизнес-сообщества и требованиям рынка труда. В качестве инструментов управления образованием рассматриваются: государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам; мониторинг деятельности вузов; общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; независимая оценка качества образования.
112-117 966
Аннотация
Несмотря на кризисные явления, индустрия спорта играет все более важную роль в экономике России. Более того, она может стать катализатором ее развития. При этом футбол традиционно выступал одним из самых популярных видов спорта в нашей стране. Учитывая проведение в России Чемпионата мира 2018 г., очевидно, что футбол заслуживает особого внимания. Серьезные вложения в эту сферу со стороны частных инвесторов и государства, рост расходов клубов и внимание общества обусловливают интерес к финансам футбольных клубов и их устойчивости, которая во многом определяется набором нематериальных активов. Несмотря на очевидную важность этого направления, научных и прикладных исследований в данной области крайне мало: в России эта тема практически не затрагивается, а иностранные работы не учитывают российской специфики. В статье рассматривается структура нематериальных активов футбольного клуба, а также базовые подходы к их оценке, факторы, определяющие их стоимость. Особое внимание уделяется таким статьям, как бренд и контракты с игроками. Также затрагиваются вопросы, связанные с оценкой интеллектуального капитала в футболе, в том числе тренерского состава команды.

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

118-128 422
Аннотация
Федеральный закон об особой экономической зоне (ОЭЗ), принятый в 1996 г., стал стимулом социально-экономического развития Калининградской области. Закон предусматривал отмену таможенных платежей при ввозе импортного сырья и вывозе готовой продукции, произведенной из него, в другие регионы России при условии достаточной переработки. В 2006 г. был принят новый Федеральный закон об ОЭЗ. В отношении предприятий, осуществлявших свою деятельность в соответствии с таможенными преференциями, действует переходный период в течение 10 лет (2006-2016 гг.). За это время предприятия должны подготовиться к работе в условиях отмены таможенных льгот.Стоит отметить, что режим таможенных льгот ОЭЗ поднял уровень конкурентоспособности предприятий региона, например, мебельные предприятия создали успешно развивающуюся отрасль.В статье дан анализ развития мебельного производства Калининградской области. Представлены результаты исследования, направленные на изучение стратегии дальнейшего развития мебельных предприятий после окончания переходного периода закона об ОЭЗ.Полученные результаты могут быть использованы при разработке мер поддержки предприятий после отмены таможенных льгот.
129-137 1531
Аннотация
Сохранение национального культурного наследия является стратегически важной задачей, стоящей в настоящее время перед Российской Федерацией. Народные художественные промыслы, которые составляют значимую часть национального наследия, находятся сейчас на грани выживания. Актуальность задачи поддержки и развития этой отрасли, недостаточная исследованность ее теоретических и практических аспектов, а также особая значимость для устойчивого социально-экономического развития регионов обусловили выбор темы.В статье приведены результаты анализа существующих подходов к определению сущности народных художественных промыслов, а также экономической ситуации в отрасли в целом. Обоснована объективная необходимость государственной поддержки развития народных художественных промыслов как на федеральном, так и на региональном уровне с помощью программно-целевого метода. Приводятся оценка объемов и анализ структуры финансирования существующих региональных целевых программ, направленных на поддержку народных художественных промыслов; охарактеризован механизм разработки и реализации таких программ, а также показаны проблемы, связанные с их разработкой и реализацией.Результаты проведенного автором анализа будут содействовать повышению эффективности построения организационно-экономического механизма поддержки народных художественных промыслов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)