Том 20, № 6 (2016)
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
М. А. Эскиндаров,
М. А. Абрамова,
В. В. Масленников,
Л. И. Гончаренко,
Е. А. Звонова,
Л. Н. Красавина,
О. И. Лаврушин,
И. В. Ларионова,
Б. Б. Рубцов,
С. П. Солянникова,
М. А. Федотова
6-18 1457
Аннотация
Многолетнее игнорирование интересов реального сектора экономики, особенно его несырьевого сектора, привело к формированию спекулятивной модели российской экономики, в которой денежные потоки циркулируют преимущественно в финансовом секторе. Такой модели соответствует и проводимая денежно-кредитная политика, за рамками которой остаются интересы экономического роста, роста благосостояния населения и его занятости. Вместе с тем достижение низкого уровня инфляции не может являться самоцелью, достигаемой за счет сдерживания экономического роста. Текущий кризис российской экономики обнажил проблемы приоритетного развития отечественного финансового сектора в ущерб интересам реального сектора и российской экономики в целом. Сформированная в прошедшую четверть века спекулятивная модель экономики страны привела к дезинтеграции финансового и реального секторов экономики, что не способствует ни достижению финансовой стабильности, ни обеспечению экономического роста. В статье на основе проведенного исследования сформулированы предложения по предотвращению «сползания» экономики в неуправляемое состояние и обеспечению ее устойчивого развития, включая корректировку и координацию денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политик России.
19-30 797
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего изучения роли государства в процессах модернизации промышленности как составной части новой индустриализации экономики страны, которая представляет собой не только принципиально технологическое обновление промышленности, но и существенные изменения в институциональной среде. В ходе исследования использованы результаты компаративного анализа приоритетов экономической политики, характерные для различных систем рыночной экономики, что позволило выделить варианты соблюдения баланса рыночного и государственного управления. Для оценки возможностей сочетания проектных решений и институциональных инструментов в рамках задач национального экономического развития применен метод историко-экономической динамики. Проанализированы функции и эффективность институтов развития, национальных технологических платформ. Рассмотрены вопросы реализации промышленной политики и кластеризации экономики как инструмента поддержки индустриальной модернизации и комплекса мер государственного регулирования. Полученные результаты позволяют обосновать сущность и принципы формирования балансирующего инструмента поддержки новой индустриализации в России (национального проектного офиса), которые должны учитывать принципы взаимодействия с четким разделением задач государственной политики в области проектного подхода, институтов развития и экономических субъектов.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
31-38 842
Аннотация
В условиях членства России в ВТО и усиливающейся глобальной турбулентности весьма актуальной становится задача диверсификации экспорта и перехода на инновационную модель развития экономики. Реализация данной задачи возможна только в рамках повышения международной конкурентоспособности отечественных предприятий, особенно в секторе малого предпринимательства, которое служит катализатором инновационной активности средних и крупных компаний и экономики страны в целом. В статье проведен анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к структурированию факторов роста экспортного потенциала. Выявлена необходимость рассмотрения факторов на трех уровнях: микроуровень, мезоуровень (кластерный и региональный подуровни) и макроуровень. Авторами предложена методика оценки влияния управляемых факторов микроуровня на величину экспортных возможностей малого инновационного предприятия. Данная методика строилась на основе применения эконометрического моделирования. Основные факторы микроуровня агрегированы авторами в рамках четырех типов потенциалов: производственного, маркетингового, трудового и финансового. При этом проведена выборка стоимостных показателей из форм бухгалтерской и статистической отчетности для включения в модель. Полученные в исследовании результаты относительно систематизации факторов роста экспортного потенциала малого инновационного предприятия и методики оценки их влияния могут найти применение в практической деятельности организаций для повышения эффективности работы малых предприятий на внешних рынках.
39-45 1075
Аннотация
В статье анализируются некоторые аспекты антикризисного плана Правительства России, обосновывается его неэффективность, несостоятельность некоторых его составляющих, в том числе социальной политики государства, а также российских промышленных предприятий, которым в условиях кризиса экономики государства, чрезвычайной изношенности основных фондов, применения устаревших технологий, действия санкционной политики остро необходима помощь собственников и государства. Особое внимание уделяется проблемам моногородов, предлагается реализация комплекса мер федерального и регионального уровня. Также обосновывается необходимость стимулирования внутреннего спроса как важной составляющей роста российской экономики и влияния на него социальной политики государства. Исследуются проблемы жилищно-коммунального хозяйства, анализируются результаты реформирования отрасли, где основным «достижением» является необоснованный рост тарифов на его услуги, анализируется целесообразность введения новых составляющих тарифа: платы за капитальный ремонт, установления норм потребления коммунальных услуг, а также обосновывается целесообразность повышения уровня ответственности новых субъектов экономических отношений - управляющих компаний. Акцентировано внимание на увеличении неплатежей субъектов реального сектора экономики и населения, в том числе многократном росте величины штрафных санкций в отношении населения при несвоевременной оплате потребленных коммунальных услуг.
46-53 528
Аннотация
С развитием в ряде ведущих экономик элементов пятого технологического уклада и началом формирования компонентов шестого критически возрастает роль информации как фактора производства. В связи с этим конкурентоспособность региональной экономики сегодня во многом определяется уровнем ее информатизации. Драйверами роста инновационной экономики региона, определяющими ее отраслевую структуру, являются высокотехнологичные отрасли, такие как разработка программного обеспечения, научно-исследовательская деятельность, а также в целом все наукоемкие производства, формирующие базис нового технологического уклада. В статье рассматривается влияние уровня развития информационной инфраструктуры на региональную конкурентоспособность. Доказывается высокая зависимость инвестиционной привлекательности региона от уровня развития информационной инфраструктуры. Рассматривается международный опыт региональной информатизации. Актуализируется необходимость инвестиций в информационную инфраструктуру регионов РФ с целью формирования благоприятного инвестиционного климата. Выводы, изложенные в статье, на взгляд автора, особенно актуальны в условиях тренда на импортозамещение. Результаты данного исследования могут быть использованы для доработки ряда стратегических программ, таких как «Северо-Запад 2030», а также учтены профильными органами исполнительной власти, в частности Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, в качестве стратегических приоритетов развития региональной информационной инфраструктуры.
54-62 921
Аннотация
В статье раскрываются основные задачи принятой Правительством Российской Федерации концепции импортозамещения: изменение сырьевой направленности экономики России, снижение импортоемкости ВВП, стимулирование развития национальной экономики в ряде отраслей, модернизация семи отраслей (энергетика, космос, информационные технологии, оборонная промышленность, связь, транспорт, нанотехнологии), увеличение уров- ня промышленного самообеспечения, необходимость структурной перестройки экономики и отказ от политики фрагментарной догоняющей модернизации. Выделены особенности и факторы, определяющие развитие инновационного процесса в экономике России. Освоение и вывод на рынок конкурентоспособной продукции связаны с достаточно длительным подготовительным этапом, в процессе которого выявляются депрессивные отрасли и принимаются меры по их модернизации. В статье представлена классификация методов регулирования и поддержки инновационного развития экономики России. Необходимость импортозамещения в промышленности, помимо санкций, определилась и в связи с падением курса рубля, что привело к росту цен на импортируемые комплементарные товары (косвенное импортозамещение). В статье определены причины трудностей с финансированием программ импортозамещения. Результаты данного исследования могут служить для доработки программы «Развитие науки и технологий», бюджетной политики государства. В нашей стране разработаны подходы и методы к реализации структурной перестройки экономики, ее модернизации и переходу к инновационному развитию, которые раскрыты в ряде научных работ и законодательных актах, но требуют дальнейшего развития.
63-70 512
Аннотация
На основе сведений о налоговых доходах и численности занятого населения в субъектах РФ вводится понятие индекса интенсивности налоговых поступлений. Этот интегральный показатель отражает доходы по всем видам налогов и позволяет оценивать экономическую активность населения в исследуемых субъектах. Анализ значений индекса за период с 2006 по 2011 г. показал, что его распределение стремится к нормальному закону. Приводится пример прикладного использования индекса интенсивности налоговых поступлений. Продемонстрировано применение введенного показателя для анализа эффективности экономической деятельности субъектов РФ. Исследование собираемости налогов в субъектах РФ проводится на основе безразмерных стандартизованных относительных показателей интенсивности налоговых поступлений. На основе предложенного метода получено распределение субъектов РФ по индексу интенсивности налоговых поступлений, выявлена группа экономически активных субъектов и группа субъектов, отстающих в экономическом развитии. Обнаружен наиболее экономически слабый субъект Центрального федерального округа - Ивановская область. Проведен анализ слагаемых успеха наиболее экономически активных субъектов РФ - Ненецкого автономного округа и Сахалинской области. Исследована структура индекса интенсивности налоговых поступлений в городе Севастополь и Республике Крым в 2015 г.
71-77 609
Аннотация
Статья посвящена формированию инвестиционного портфеля сельскохозяйственного предприятия методом целочисленного динамического программирования в условиях импортозамещения, когда ориентация на внутренний рынок вынуждает искать новые подходы к обоснованию потребности сельских товаропроизводителей в средствах производства. Материально-техническое обеспечение отраслей сельского хозяйства прогнозируется на основе формирующегося рынка материально-технических средств. В условиях новых экономических отношений сделан резкий переход от системы централизованного материально-технического обеспечения к свободной реализации ресурсов по ценам предприятий-поставщиков. Предлагается метод решения задачи оптимизации машинно-тракторного парка для сельхозпредприятия. Применение метода иллюстрируется на примере реального совхоза «Родина» Ставропольского края. В последние годы вся государственная система материально-технического обеспечения аграрно-промышленного комплекса преобразована в акционерные общества, которые очень медленно разворачивают маркетинговую деятельность. С одной стороны, они должны формировать свои маркетинговые планы, с другой, предприятия - производители сельскохозяйственной продукции должны прогнозировать свой относительно устойчивый платежеспособный спрос. Таким образом, при прогнозировании этих показателей на народнохозяйственном уровне следует уделять особое внимание производителям сельскохозяйственной продукции, отдавать им приоритет в экономических отношениях с производителями материально-технических ресурсов, включая государственное регулирование.
78-84 638
Аннотация
Современный опыт применения санкций в отношении ряда государств свидетельствует о произошедшей смене структуры экономики и каналов интеграции в мировое пространство. Введение торговых ограничений оказывает неоднозначное влияние на экономику всех государств - и тех, кто эти санкции вводит, и тех, по отношению к кому они вводятся. Это предопределяет исследовательский интерес к изучению действующих торговых ограничений и их последствий в отношении России. В настоящее время происходит переориентация российской экономики на новые зарубежные рынки и поиск новых торговых партнеров. Российская Федерация направляет свои усилия на установление партнерских отношений со странами Восточной Азии, Латинской Америки и странами бывшего Советского Союза на новом, более взаимовыгодном уровне сотрудничества. Цель данного исследования заключается в изучении влияния экономических санкции в отношении России на ее экономику, политическую стабильность и процессы укрепления отношений с зарубежными партнерами. Проведен анализ влияния экономических санкций на процессы политико-экономической самоидентификации России, а также дана оценка введению ответных мер со стороны России. Проведенное исследование показало, что для стабилизации российской экономики необходимо не только провести переориентацию внешнеторговых отношений, но и развивать национальные отрасли экономики за счет эффективной политики импортозамещения.
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
85-95 905
Аннотация
Как правило, в ходе кризисов наблюдаются попытки обвинить во всех бедах финансовые инновации и в связи с этим пересмотреть их роль в прогрессе. В то же время в различных научных исследованиях рассматриваются положительные стороны финансовых инноваций. В статье предлагается критический разбор вариантов воздействия финансовых инноваций на равновесие финансовой системы с учетом ожидания и поведения рыночных игроков. Исследование проводилось преимущественно на базе сравнений различных подходов по вопросам роли и места инноваций в финансах, участию их в стабилизации и расшатывании хозяйства. На Мировом экономическом форуме было признано, что ни одно из многочисленных определений не в состоянии полностью охватить всю сложность инноваций в сфере финансовых услуг, где один новый продукт может объединять разнообразные функции: обращение, организационную форму, маркетинг, клиентский контекст, а также развивать вспомогательную инфраструктуру. Однако определение необходимо. С его помощью проведен целый ряд уточнений и построений: совершен переход к различным теоретическим конструкциям; дана оценка уровням адаптивности рынков и государств к рискам, связанным с финансовыми новшествами; подготовлена перестройка организационных структур, механизмов управления, технологических процессов в направлении оптимизации нежелательных последствий и усиления позитивных воздействий инноваций.
96-107 5057
Аннотация
Растущее число финансовых учреждений, не способных привлечь необходимое количество акционерного капитала, вынуждены привлекать средства через инструменты мезонинного финансирования. Если данные трудности продолжатся, то роль гибридных ценных бумаг может стать более существенной, так как их можно будет рассматривать в качестве замены обычным акциям в целях контрциклического буфера капитала, удовлетворению дополнительных требований увеличения капитала и т.д. Таким образом, важность мезонинного финансирования как для банковского сектора, так и прочих отраслей экономики очевидна и имеет потенциал для дальнейшего роста, однако нормативные аспекты и риски новых инструментов остаются до конца не исследованными. С этим связан интерес к такому методу финансирования участников российского финансового рынка, а задача обеспечения приемлемости уровня риска, передаваемого инвестору при структурировании мезонинного финансирования, в условиях кризиса приобретает особую остроту. В статье автор анализирует ключевые аспекты Базельских соглашений в отношении регулирования инструментов мезонинного финансирования, методологию рейтинговых агентств по оценке гибридных ценных бумаг и изучает влияние механизма конвертации на уровень риска гибридных ценных бумаг.
108-119 723
Аннотация
В статье анализируются особенности бизнес-деятельности отдельных групп коммерческих банков (с государственным участием, иностранным капиталом, крупных частных, средних и мелких региональных, малых). На основе этого выделяются модели банковской бизнес-деятельности: государственная монополия, международный арбитраж, игрок с высоким риск-аппетитом, карманный банк, розничный банк. Разработана система характеристик каждой модели: ROE, добавленная стоимость для акционеров - SVA, оптимизация денежного потока, диверсификация бизнеса, страновой риск. Определены модели, приоритетные для перечисленных групп банков. Предложены направления модернизации существующих моделей банковского бизнеса для их гармонизации с целями развития национальной экономики.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
120-132 693
Аннотация
Для инвестиций, которые осуществляют венчурные фонды, характерны высокие неопределенность и риск, и они достаточно часто имеют поэтапную природу. В связи с этим традиционный метод дисконтированных денежных потоков может быть дополнен иными подходами, способными учесть гибкость в принятии решений, в частности посредством оценки эффективности инновационного проекта с помощью методов, используемых в мировой практике, но пока не нашедших в России широкого применения. Одним из таких методов является метод реальных опционов. Традиционный анализ эффективности инновационного проекта также может быть дополнен исследованием влияния на показатели эффективности неопределенности генерируемых проектом будущих финансовых потоков с помощью метода нечетких множеств. Применение метода реальных опционов, а также аппарата нечетких множеств является, по мнению авторов, направлением совершенствования существующих методов оценки эффективности инновационных проектов. Статья посвящена нечетко-множественной оценке устойчивости генерируемых инновационным проектом финансовых потоков и показателей его эффективности. Кратко описывается методика оценки надежности и устойчивости нечетких показателей. Представлены результаты расчетов нечетко-множественных показателей оценки экономической эффективности реального инновационного проекта, реализуемого на территории России и финансируемого за счет средств венчурного фонда. Дана содержательная интерпретация полученных результатов. Описывается применение нечетко-множественного подхода к оценке стоимости составного колл-опциона по модели Геске-Хсу, использование которого дает дополнительные возможности.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
133-139 554
Аннотация
В статье анализируются место и роль экономики Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе; исследуются геоэкономические и политические векторы интересов развитых стран в Центральной Азии, направленные на реализацию исключительно собственных амбиций и политических предпочтений; прослеживается значимость участия Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе на основе сохранения национальной государственности и суверенности проведения внутренней и внешней политики, синхронизированного государственного регулирования инвестиционно-предпринимательской среды в рамках Евразийского экономического союза. Учитывая свои национальные интересы, Кыргызстан старается проводить целенаправленную сбалансированную многовекторную внешнюю политику. При этом внешнеполитические мероприятия Кыргызстана соизмеряются с собственным потенциалом и степенью его вовлеченности и влияния на мировой процесс. Исходя из этого, выдвигаются основные цели современной внешней политики: укрепление независимости и суверенитета, обеспечение безопасности и территориальной целостности государства, проведение демократических преобразований, укрепление основ конституционного строя, соседства по периметру государственных границ, создание и совершенствование инвестиционного климата в республике.
140-146 632
Аннотация
Статья посвящена проблемам реализации налогово-бюджетной политики крупных городов и оценке ее соответствия принципам правовой, организационной и финансовой автономии, заложенным в Европейской хартии местного самоуправления. Определено, что местное самоуправление входит в состав механизма управления, оптимально сочетающего как интересы и права человека, так и интересы города, региона и государства. Предложена методика оценки соответствия налогово-бюджетной политики городов принципам финансовой автономии, которая включает семь этапов. Методика апробирована на показателях доходной части бюджетов городов Российской Федерации, Польши и Украины. Выявлено, что при управлении доходной частью городских бюджетов в Российской Федерации, Польше и Украине каждая из стран, придерживаясь главных финансовых принципов Европейской хартии местного самоуправления, должна учитывать специфику при использовании методов и приемов достижения финансовой самодостаточности. Разработаны предложения по укреплению финансовой автономии местных бюджетов городов Российской Федерации за счет налоговых и неналоговых источников, включая местные налоги и сборы, а также снижения удельного веса государственной субвенции и дотаций. В дальнейшем целесообразно исследовать возможности выявления и использования дополнительных налоговых источников пополнения доходной базы местных бюджетов.
ТЕОРИЯ ПРАВА
147-155 746
Аннотация
В статье подвергнуто анализу содержание понятия «признак» как одной из важнейших категорий в философии и праве. Показано, что установление признаков, по которым деяние признается уголовно наказуемым, и их распознавание в конкретном происшествии представляют собой обязательную и одну из важнейших составляющих деятельности по выявлению и расследованию преступления. В качестве пробела рассматривается отсутствие общепринятого положения о включении в типовые криминалистические характеристики отдельных категорий преступлений сведений о типичных для них признаках, поскольку знание о них необходимо на практике для организации процесса выявления и раскрытия преступлений. Отмечается также, что практическая значимость информационного содержания криминалистических характеристик преступлений в сфере экономики возрастет, если в методиках их выявления и расследования будут отражены сведения как об их типичных признаках, так и о типичных признаках способов преступного поведения (деятельности) виновных лиц и других обстоятельствах содеянного. Предложены возможные направления дальнейшей разработки теории криминалистического учения о признаке преступления. Рассмотрено взаимное влияние криминалистической теории (и методики выявления) признаков криминальной инсценировки и криминалистической теории о признаке преступления, а также их связь с теорией криминалистической характеристики преступления.
156-163 517
Аннотация
Считается, что предметом любого исследования должна являться проблема, решение которой снимает кажущееся или действительное противоречие. Но в самой идее социального управления как механизме конфликтного сотрудничества заложены сплошные противоречия и проблемы. Решение одних порождает новые. При таком подходе предметом теории государственного администрирования является проблема научного обоснования процесса достижения оптимального государственного управления путем совершенствования организации такой деятельности. Обращаясь к заявленной проблематике, автор отмечает, что, кроме философской и мировоззренческой основы, методология административного права включает общие и частнонаучные методы исследования, что применимо и к другим юридическим наукам. При этом каждая наука призвана формировать свои методологические основы, опираясь на общую теорию познания; с учетом специфических целей и объекта исследования разные науки имеют общую цель - предоставление обществу нового системно выстроенного доказательного знания. В результате автор резюмирует, что комплексное применение различных методов и подходов способствует установлению и обобщению особенностей правового института, решению проблем его правового регулирования на общефедеральном и региональном уровнях.
ГРАЖДАНСКОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
164-169 651
Аннотация
Миграция населения - огромный ресурс, который необходимо рационально использовать. С этой целью важно осуществлять государственный контроль за миграционными потоками, что позволит свести к минимуму негативные последствия стихийных переселений и усилить положительный эффект миграционного движения. Негативные последствия миграционного кризиса в Европе свидетельствуют об опасности неконтролируемых миграционных процессов для обеспечения стабильности в обществе, поддержания межнационального мира и согласия. Реализация государственной миграционной политики открывает широкие возможности для регулирования миграционных потоков, с одной стороны, по выполнению гуманитарных обязательств, а с другой - по противодействию незаконной миграции, связанной с неконтролируемыми потоками, учитывая, что незаконная миграция создает целую систему рисков межэтнических, межнациональных и межрелигиозных конфликтов. В целях изучения существующих проблем противодействия незаконной миграции, решение которых может способствовать принятию действенных мер, направленных на совершенствование законодательства в этой сфере, в рамках проведения научных исследований по данной проблематике Институтом проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета проведен экспертный опрос специалистов. Этому опросу и посвящена публикуемая статья.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
170-177 1130
Аннотация
Сегодня отсутствует однозначное определение феномена профессиональной деформации личности, что не позволяет отделить эту деформацию от обычных ошибок в работе, недостаточного качественного образования управленческих работников, от обычной усталости, трудоголизма и профессионального «выгорания». Важная особенность профессиональных деформаций - их постепенное формирование в процессе деятельности и недостаточное осознание самим работником. Отсутствие четких квалификационных требований в случае компенсаций негативных качеств позитивными, часто позволяющих работнику эффективно выполнять свои обязанности, приводит к тому, что профессиональные деформации не учитываются руководством. Одна из проблем феномена профессиональной деформации заключается в том, что профессиональные и личностные деформации могут не соответствовать и даже противоречить друг другу. Фактором формирования профессиональной деформации также становится несоответствие полученного образования и требований конкретной работы. Опыт работы в разных видах профессиональной деятельности, помимо развития позитивных качеств профессионала, способствует формированию в том числе и негативных свойств, т.е. профессиональных деформаций, полученных при разных видах деятельности. В статье показана неоднозначная взаимосвязь профессиональных деформаций с профессиональной непригодностью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, обычными ошибками в профессиональной деятельности. По каждому такому «парадоксу» предлагаются общие пути профилактики данных явлений и недопущения их перерастания в настоящие профессиональные деформации.
178-185 499
Аннотация
Проведено социологическое исследование оценки зрелости и эффективности действий по реализации антикоррупционной политики органов исполнительной власти методом самозаполнения формализованных анкет. Генеральная совокупность: взрослое население (18 лет и старше). Процесс заполнения и сдачи анкет (по условиям анонимности) исследователями не контролировался. При анализе собранного материала оказалось, что часть анкет либо совсем не заполнена, либо заполнена частично. Такие анкеты в обработку не принимались. Объем общей выборки - 320 респондентов, конечная выборка, подвергнутая исследованию, - 300. Этапы социологического исследования, начиная с разработки опросных анкет и заканчивая составлением итогового отчета, выполнялись с 26 марта по 20 июля 2016 г. Основные результаты исследования использованы при написании отчета по государственному заданию 2016 г. Обработка данных опроса была проведена на основании методики построения рейтингов восприятия населением. Оценка населением эффективности действий по реализации антикоррупционной политики различных уровней власти снова выявила доверительное отношение опрошенных к федеральным органам власти. Результат проведенного исследования - сформированный рейтинг восприятия зрелости и эффективности действий отдельных органов исполнительной власти на уровне населения.
ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)
ISSN 2587-7089 (Online)