Том 20, № 2 (2016)
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
6-15 2122
Аннотация
В статье исследуются наиболее значимые проблемы (угрозы), предопределяющие перспективы развития России в XXI веке, и предлагаются возможные направления поддержки населения и реального сектора экономики в условиях углубляющегося кризиса. Автор считает, что необходимо разработать комплексную Программу государственного стимулирования развития промышленности, которая, с одной стороны, будет содействовать переходу к более сбалансированной структуре производства, а с другой стороны, подталкивать предприятия к выпуску инновационной и конкурентоспособной продукции. Одновременно в рамках Программы стимулирования следует утвердить перечень критериев, которым должны соответствовать предприятия, рассчитывающие на получение государственной поддержки. Чтобы улучшить ситуацию на рынке труда, в первую очередь нужны налоговые стимулы для компаний, которые создают новые высокопроизводительные рабочие места; необходимы компенсация расходов на обучение или повышение квалификации работников, а также меры по поддержке мобильности рабочей силы.
16-21 781
Аннотация
В статье рассматривается роль денежно-кредитной политики в создании условий для возобновления экономического роста и модернизации российской экономики. На основе критического анализа различных точек зрения показано, какой должна быть сбалансированная денежно-кредитная политика в России. Отмечается, что Центральный банк способен только косвенно повлиять на динамику денежной массы. Поэтому значительное снижение ключевой ставки и избыточное увеличение денежного предложения приводят к нарастанию инфляционного давления, повышению рисков в финансовой сфере и дестабилизации ситуации в экономике в целом. Инфляция может существенно обесценить влияние увеличения денежной массы на уровень монетизации экономики. Дана критическая оценка предложений о возврате к политике фиксации курса рубля в той или иной степени. Опыт многих стран показывает, что при значительных внешних шоках в экономике, существенно зависящей от внешнеэкономической конъюнктуры, поддержка курса национальной валюты продолжительное время требует расходования значительного объема золотовалютных резервов, при этом дисбалансы в экономике нарастают. В конечном итоге центральные банки вынуждены снижать или отпускать курс. Плавающий курс является встроенным стабилизатором экономики и позволяет компенсировать негативное влияние внешних шоков.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
22-32 720
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, цель которого -проведение сравнительного анализа опыта реализации государственной политики поддержки моногородов в России и Казахстане, выявление специфических и общих проблем, а также методов их решения. В ходе исследования выявлены этапы развития государственной политики поддержки моногородов, проанализирована эволюция критериев выделения моногородов с целью государственной поддержки, обоснованы факторы, обусловившие данные изменения. Проведено сравнение систем моногородов России и Казахстана с точки зрения их пространственной локализации, отраслевой специализации, социально-экономической ситуации, численности населения. Подчеркивается, что ключевые различия в подходах к развитию моногородов в данных странах связаны с масштабами оказываемой поддержки, степенью ее селективности, спецификой институционализации, степенью координации с общегосударственными приоритетами. Формулируются ключевые проблемы реализации политики поддержки моногородов в России и Казахстане, делаются выводы о необходимости преодоления ограниченности традиционных подходов к осуществлению городской политики в условиях негативной экономической динамики.
33-42 1577
Аннотация
В статье описываются теоретический фундамент и практический механизм реализации метода анализа иерархий, а также приводится пример его возможного использования в банковской сфере современной России. Метод анализа иерархий принято считать общей теорией измерения, он применяется для вывода шкал отношений как из дискретных, так и непрерывных парных сравнений в многоуровневых иерархических структурах. Сравнения можно провести на основе реальных величин или предположительных, отражающих возможные предпочтения. Метод находит широкое применение в задачах, связанных с принятием многокритериальных решений, стратегическом планировании, прогнозировании и даже в задачах разрешения конфликтов, и предназначен для анализа нелинейных структур, которые применяются для выполнения как дедуктивного, так и индуктивного вывода без использования силлогизма.
43-50 601
Аннотация
Ускоренное импортозамещение в экономике, вызванное антироссийскими санкциями США и ЕС, распространяется на туристическую отрасль России. В статье анализируется комплекс внешних и внутренних факторов, обусловивших необходимость такого расширения сферы замещения импорта в российской экономике. Рассмотрены общие черты и различия импортозамещения в материальном производстве и сфере услуг. Выявлены механизмы организации импортозамещения турпродукта, основанные на тесном взаимодействии государства и бизнеса. Определены формы использования государственно-частного партнерства в данной сфере и ход реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011- 2018 годы)». Показаны пути повышения роли российских регионов в развитии внутреннего и въездного туризма и структурных преобразованиях отрасли. Выявлено, что успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. В результате проведенного исследования сделан вывод о возможности превращения туриндустрии России в ходе импортозамещения в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики, драйвера экономического роста, способного обеспечить доходную часть бюджетов и снижение сырьевой зависимости.
51-55 956
Аннотация
Переход на инновационный тип развития в частности и инновационную экономику в целом помог бы Российской Федерации перейти на уровень нового технологического уклада. Это, в свою очередь, позволило бы нашему государству быть конкурентоспособным наравне с другими развитыми странами. Вот почему вопрос о работе с инновациями настолько актуален сегодня. В статье представлена методика, по которой можно осуществить модификацию существующих стандартов разработки на примере способа, предложенного ЮНИДО. Вариант построения технико-экономического обоснования с целью представления перед потенциальным инвестором мог бы стать более легкодоступным для изобретателей, а значит, повысить их возможности для вывода своего новшества на рынок, что при определенных масштабах могло бы дать толчок к развитию всей экономической системы страны.
56-61 581
Аннотация
Развитие и введение в составление бюджета программ, разработанных для всех уровней, позволили составить бюджет как программный документ, определяющий цели и результаты, которые будут достигнуты при выполнении финансового плана Правительства. В статье рассматривается реформа в составлении бюджета в части планирования расходов. Местные финансы играют значительную роль в финансовой системе, так как они передают результаты финансовой, экономической и общественной деятельности компаний и организаций непосредственным потребителям федеральных и муниципальных услуг и преобразуют экономический потенциал в конкретные результаты - более высокий уровень жизни или комфортные условия. Цель статьи - исследовать уровень организации и юридической поддержки муниципальных программ. В статье описывается, как разработана муниципальная программа и какие методы используются для оценки ее эффективность. Авторы приходят к выводу, что отчеты о внедрении программы должны публиковаться на регулярной основе.
62-68 834
Аннотация
Сегодня как никогда видна необходимость организации импортозамещения в целом ряде отраслей промышленности России для сохранения и роста потенциала нашей экономики, обеспечения вывода продукции российских предприятий на международный рынок. В статье указывается, что усиление интеграционных процессов следует обеспечивать путем развития технологического аудита, который может предоставлять заказчикам необходимую информацию о новых научных разработках, проводить ее анализ, осуществлять отбор наиболее эффективных работ, способствовать процессу коммерциализации инноваций, снижая риск, связанный с выбором инновационных разработок. Показана роль государства в процессе импортозамещения, представлен опыт решения организационных проблем в процессе инновационного развития разных стран. Сделан вывод, что импортозамещение должно предусматривать создание конкурентоспособной среды внутри страны в сравнении с зарубежными аналогами.
69-72 449
Аннотация
Неопределенность экономической среды обусловливает риски функционирования предприятий электроэнергетической отрасли, угрожающие экономической безопасности, что, в свою очередь, ставит вопрос об определении (идентификации) таких угроз для заблаговременного предупреждения oб опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия. Цель данного исследования - учесть практические аспекты воспроизводства и распределения доставки потребителям электроэнергии при использовании механизмов определения экономических опасностей и угроз исследуемой отрасли. Предложена классификация угроз устойчивости субъектов электроэнергетики. Установлено, что устойчивое развитие электроэнергетического комплекса региона должно предусматривать сбалансированное развитие всех его функций: основной генерирующей, трансформирующей, электропередающей и функции коммерческого учета. Рассмотренные в данной статье вопросы способствуют реальному пониманию проблематики электроэнергетической отрасли как сегмента экономической среды.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
73-80 855
Аннотация
В статье обоснована необходимость исследования проблемы социализации экономических отношений, и социального инвестирования в частности. Исследованы отдельные вопросы теории социального инвестирования. Показано состояние современной экономической мысли по данной проблеме.Проведение исследования с использованием гносеологического подхода позволило доказать, что по своей сути и характеру проявления социальное инвестирование в современных условиях представляет собой сложную категорию, базирующуюся на интеграции экономических и социальных мотивов поведения субъектов, их целевых установок; инструментов, используемых инвесторами и участниками инвестиционной деятельности; норм поведения задействованных лиц. Установлены существенные характеристики социального инвестирования как категории, с помощью которой характеризуется проявление отношений субъектов инвестиционной деятельности в части решения совокупности социально-экономических проблем общества.
81-85 717
Аннотация
Решение социально-экономических проблем общества требует активного участия в данном процессе субъектов предпринимательской деятельности. Основные нормы и правила их поведения отражают принципы осуществления такими субъектами социального инвестирования. В статье сформулированы принципы социального инвестирования, осуществляемого субъектами предпринимательской деятельности. Обосновано, что особенности реализации данных принципов обусловлены, с одной стороны, спецификой деятельности субъектов предпринимательства, с другой - необходимостью реализации роли таких субъектов как «проводников социального действия», деятельность которых сопряжена с использованием экономических инструментов для достижения социального эффекта.
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
86-98 1250
Аннотация
В статье предлагается макромодель экономической системы, которая представляет ее состоящей из реального и финансового секторов, влияющих на динамику валового продукта. В качестве теоретического базиса для формирования модели взята теория ссудных фондов, задающая представление о равенстве капитала, находящегося в различных формах - инвестициях и сбережениях. Эта теория позволяет включить за счет базового уравнения ссудных фондов монетарные аспекты, определяющие динамику продукта. В итоге становится возможно получить выражения для различных сценариев динамики ВВП, процента и изменения реальных денег в зависимости от различных институциональных параметров денежной политики и политики, влияющей на процентную ставку. Показано применение двух вариантов уравнения Фишера применительно к оценке денежно-кредитной политики, а также аналитически точно для двухсекторной модели экономики получены границы изменения денежной массы, чтобы экономика обеспечивала рост с одновременным позитивным изменением своей структуры (заданной двумя секторами).
99-105 822
Аннотация
В статье рассматривается изменение эффекта финансового заражения (ситуация, когда в периоды кризисов страны, экономически слабо связанные между собой в стабильные периоды, демонстрируют однонаправленное движение макропоказателей, поскольку кризис в одной из них провоцирует кризис в другой) в Еврозоне в период европейского долгового кризиса. За время кризиса институциональные связи на межбанковском уровне ослабли, а на государственно-банковском уровне несколько окрепли, что характеризует изменение природы финансового заражения. Риск дефолта отдельного банка стал менее опасен для финансовой системы, однако зависимость банков от устойчивости государства возросла. Сила изменений связи между риском государственного дефолта и изменением финансового заражения отличается по кластерам, сформированным по вероятности риска государственного дефолта. Регрессионное уравнение CDS создано специально для целей исследования, а именно получения остатков индивидуальных моделей банков. В работе используются два подхода к анализу финансового заражения, регрессионный и корреляционный анализ.
106-116 726
Аннотация
Концепции эффективного использования бюджетных средств, источников их формирования, методов и показателей оценки занимают особое место среди научных направлений бухгалтерского учета, анализа и контроля. Несмотря на то что эффективность относится к целевым характеристикам экономического субъекта и многие исследователи занимались ее оценкой, полной ясности в определении понятия бюджетной эффективности до сих пор не достигнуто. Объясняется такое положение тем, что данное понятие тесно связано с политикой, способами ведения экономики на макроуровне и организационно-правовыми формами управления и видами экономической деятельности на микроуровне. В статье предложено авторское определение термина«бюджетная эффективность» с учетом специфики бюджетного процесса, определена система показателей эффективности использования бюджетных средств, представлена взаимосвязь трех компонентов эффективности бюджетных расходов.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
117-119 1322
Аннотация
Кыргызская Республика, участвуя в интеграционных процессах, с самого начала и на протяжении всей истории независимости неоднократно подтверждала свое участие в построении единого таможенного пространства в рамках Евразийского экономического сообщества. В 1996 г. в рамках Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Кыргызская Республика присоединилась к данному международному документу. 26 февраля 1999 г. Кыргызстан становится участником Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а в октябре 2000 г. - Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. В статье анализируются итоги присоединения государства к ЕАЭС.
120-126 574
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией формирования новых направлений потоков энергетических ресурсов стран Каспийского региона и Центральной Азии в страны Европы, Южной Азии. Методы исследования - функциональный анализ, метод корреляции, метод индукции и дедукции, критическое мышление, проблемно-ориентированный подход. В статье дана оценка возможного коридора мировых цен на нефть на среднесрочный двухлетний период. Отмечена ведущая роль нефтегазового комплекса стран СНГ в обеспечении мировых рынков энергетическими ресурсами. Рассмотрен баланс энергетических ресурсов стран СНГ. Предложен мультипликативный подход к освоению энергетических ресурсов Каспийского региона. Разработана методика расчета распределения долей Проекта освоения энергетических ресурсов Каспийского моря между ее участниками с учетом коэффициента водораздела Каспия. Предложено формирование электроэнергетического альянса стран Каспийского региона и Центральной Азии.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
127-136 878
Аннотация
Одна из определяющих проблем развития гуманитарных наук - становление их методологии. Существуют два основных направления ее решения: эндогенное развитие методов внутри каждой науки посредством наращивания уже существующей методологической базы; экзогенное - путем привлечения методов, приемов, алгоритмов исследования из других наук. В статье речь пойдет о развитии методологии экономических наук посредством привлечения и использования аксиоматического метода, нашедшего применение в математике. Основная идея статьи - расширить сферу использования метода, выводя его за пределы естественных наук, математики, физики, химии, астрономии, адаптируя к активному применению в сфере гуманитарных наук. Использование аксиоматического метода в экономической теории поможет выявить ряд зависимостей между ранее не связанными разделами, обосновать новые теории, гипотезы, концепции.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
137-144 577
Аннотация
Статья посвящена изучению зарубежного опыта реализации различных видов профессионального судебного представительства, в первую очередь применительно к административному судопроизводству. Автор рассматривает вопросы, связанные с ограничением правовой возможности для представительства в суде без наличия статуса адвоката (профессиональное судебное представительство в виде полной или частичной адвокатской монополии), а также специальными требованиями к образованию и опыту юридической практики как для лиц, оказывающих юридическую помощь, так и для субъектов, самостоятельно представляющих свои интересы в суде без привлечения представителей. Современное правовое регулирование за рубежом идет по более«жесткому» пути внедрения в судопроизводство (в том числе административному) различных институтов профессионального судебного представительства, вплоть до полной адвокатской монополии.
ФИНАНСОВОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО
145-149 706
Аннотация
В статье на основе изучения новаций ч. 1 Налогового кодекса РФ отмечается, что налоговый мониторинг является одной из форм налогового контроля, который осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Его предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. При этом введение налогового мониторинга, по мнению автора, представляется целесообразным, так как он помогает заранее выявить, предупредить и пресечь налоговые правонарушения. Отличительная особенность налогового мониторинга состоит в том, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
150-158 2172
Аннотация
Сотрудничество вузов и работодателей приобретает все большую актуальность, так как практическая составляющая в процессе обучения становится значительным конкурентным преимуществом выпускника. Естественно, студент заинтересован в хорошем рабочем месте, а работодатель хочет получить квалифицированного работника. В то же время вуз рассматривает востребованность своих выпускников как один из наиболее важных показателей своей эффективности. Таким образом, все заинтересованные стороны имеют общую цель. Добиваться ее реализации можно только при условии взаимодействия вуза и работодателя еще в процессе обучения будущего работника. Цель такого взаимодействия - передать накопленные знания будущим специалистам и подготовить их к работе в бизнес-среде, задать ритм делового сообщества и показать возможные пути построения карьеры. Рассмотрены и проанализированы формы и методы сотрудничества финансовых организаций с учреждениями высшего образования. В качестве материалов для исследования используются материалы, опубликованные в интернете, а также информация, предоставленная компетентными представителями вузов.
159-164 461
Аннотация
В ведомственном подчинении федеральной службы исполнения наказаний России находится 36 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП ФСИН России), целью и предметом деятельности которых являются обеспечение и развитие материальной и социальной сферы Федеральной службы исполнения наказаний и пр. В целях реализации своих полномочий ФГУП ФСИН России могут оказывать спонсорскую и благотворительную помощь учреждениям уголовно-исполнительной системы. На основании Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минэкономразвития России, в течение 2016 г. будет разработано Положение о порядке формирования и использования фондов спонсорской поддержки и благотворительности. Однако разработка Положения не решает всех проблем, стоящих перед предприятиями, которые столкнутся с решением вопросов по определению размера отчислений от чистой прибыли при формировании фонда спонсорской поддержки и благотворительности, внесению изменений в Устав, его перерегистрации в общеустановленном порядке и т.д. Детальная проработка и реализация этих задач будут способствовать более эффективному взаимодействию ФГУП ФСИН России и учреждений уголовно-исполнительной системы.
ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)
ISSN 2587-7089 (Online)