АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
В условиях кризисных явлений роль бюджетной политики любого государства возрастает, поскольку именно в сфере государственных и муниципальных финансов, как правило, находится тот ресурс, который позволяет дать импульс экономике, вызвать ее оживление.
Для Российской Федерации это направление особенно важное, поскольку в настоящее время отечественная экономика столкнулась с рядом внешних и внутренних вызовов. Спад производства, усилившаяся спекуляция на валютном рынке, ослабление курса рубля, которое привело к подорожанию импортной продукции, санкции в отношении ряда российских компаний и банков — все это заставляет государство более активно вмешиваться в хозяйственные процессы, усиливать государственное регулирование экономики.
Действующие нормы бюджетного и налогового законодательства содержат ряд упущений, особенно заметных в период стагнации. Мероприятия в сфере бюджетного процесса, запланированные на среднесрочную перспективу еще до наступления кризисных явлений, на сегодняшний день требуют корректировки. В связи с этим особенно важно проанализировать основные тенденции в изменении подходов к регулированию бюджетной сферы. Мировая практика показала, что одна из наиболее важных и сложных проблем, встающих перед органами государственной власти в период кризиса,— это необходимость оптимизации ряда государственных расходов, отказа от расходов, ориентированных на достижение меньших результатов, либо перенос таких расходов на будущие периоды. С другой стороны, бо́льшая часть расходов бюджетов связана с выполнением государством своих конституционных обязательств перед гражданами.
В этой связи важно проанализировать предлагаемые Правительством меры антикризисной бюджетной политики Российской Федерации.
В статье рассмотрены предпосылки проведения антикризисных мероприятий в сфере бюджетной политики, инструменты их реализации, сформулированы предложения по внесению изменений в действующее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также отражены необходимые корректировки в проводимой бюджетной стратегии.
Статья посвящена анализу деятельности группы пяти стран — Бразилии, России, Китая, Индии и Южно- Африканской Республики (БРИКС). БРИКС объединяет очень влиятельные государства, можно даже сказать — пять цивилизаций, одни из основных в этом мире, а это более 43 % населения, более 20 % мирового валового внутреннего продукта. Чем занимается БРИКС? Какие можно отметить достижения или промахи? Не секрет, что сейчас у БРИКС непростые времена. Обоснованный расчет на БРИКС как на новое звено глобального регулирования требует институционализации (в той или иной форме), хотя бы с той целью, чтобы взаимодействовать с другими международными структурами высокого уровня, включенными в сферу глобального регулирования.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Актуальность статьи обусловлена усложняющимся состоянием военно-политической обстановки и необходимостью укрепления национальной безопасности и обороноспособности страны посредством дальнейшего совершенствования финансовых механизмов формирования и реализации государственного оборонного заказа. В этой связи особую актуальность имеет исследование и формирование финансовых механизмов, обеспечивающих выполнение государственного задания на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по исполнению государственного оборонного заказа. В статье на основе анализа финансовых проблем состояния и динамики исполнения государственного оборонного заказа выявлено, что ценовые оценки носят исключительно оптимистичный характер в отношении перспективных и еще только разрабатываемых образцов техники и вооружения. На основе применения методов контент-анализа нормативных правовых актов, научных статей, публикаций и материалов периодической печати выявлена и представлена в обобщенном виде группа финансовых механизмов, обеспечивающих формирование и исполнение государственного оборонного заказа. Определены следующие группы таких финансовых механизмов: государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу на основе применения ориентировочной, фиксированной цены, а также цены, возмещающей издержки; определения прогнозной цены по государственному оборонному заказу с использованием прямых методов отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции; государственных гарантий государственного оборонного заказа; формирования ценообразования на продукцию военного назначения; размещения государственных заказов и закупок по исполнению государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса. В статье сформулирован комплекс рекомендаций, направленных на совершенствование финансовых механизмов формирования и исполнения государственного оборонного заказа.
В статье рассмотрены суждения современных российских и зарубежных исследователей о феномене рыночного хозяйства и его отражении в общественном сознании. Показано, что введение в научный оборот классиками экономической науки теоретических аспектов кругооборота хозяйственной жизни не гарантировало требуемой стабильности роста производительности труда, конкурентоспособности, повсеместной эффективности общественного прогресса. Обращается внимание, что, как и прежде, исследователи не единодушны в принятии сентенции непреходящего характера рыночного хозяйства, поскольку и в условиях данного типа хозяйствования не всегда доминируют национальные и социальные приоритеты, довольно проблематично достижение качественной модернизации производительных сил и адекватного реформирования производственных отношений. Авторы статьи солидарны с выводами, содержащимися в тех новейших изысканиях, согласно которым современное осмысление феномена рыночного хозяйства предполагает обеспечение тесного сотрудничества государства и крупных частных структур, пересечение и взаимодействие их интересов. Важным представляется также вывод о настоятельной необходимости создания в России надежного институционального фундамента правового, экономического и организационного воздействия государства на решение насущных проблем, включая борьбу с коррупционными формами теневых (нерыночных) экономических отношений.
В статье рассмотрены источники погрешностей индикаторов и тестов безопасности экономических агентов, выявлены механизмы, делающие их неадекватными. Предложен новый научно-методический подход к созданию информационных систем идентификации угроз безопасности экономических агентов, основанный на теории равновесных случайных процессов. В частности, выполненный нами обзор исследований позволяет сделать следующие основные выводы: во-первых, нет ни недостатка в количестве и разнообразии индикаторов и тестов, ни трудностей в разработке новых, способных учесть конкретные особенности того или иного экономического агента в конкретных обстоятельствах; во-вторых, все индикаторы и тесты (во всяком случае те, что нам удалось найти в открытой печати) не учитывают влияние на возникновение угроз финансовых пузырей, отмывания денег, финансового терроризма, системных или злоумышленных искажений статистической отчетности, использования виртуальных валют и сетевых игр для перемещения капиталов; в-третьих, все индикаторы и тесты игнорируют влияние психологии на поведение экономических агентов, в частности реальных и субъективных рисков, и методические особенности расчета исходных экономических показателей. Предлагаемый в данной статье новый научно-методический аппарат позволяет комплексно учитывать все источники угроз и снижать погрешности индикаторов как в виде интервалов неопределенности, так и в виде смещения оценок.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Пенсионная реформа 2015 г. резко повысила не только общественный, но и научный интерес к проблемам отечественной пенсионной системы. В ходе дискуссий выявились серьезные расхождения (зачастую прямо противоположные) в количественных оценках как самой пенсионной системы, так и экономических и социальных результатов пенсионной реформы, особенно долгосрочных. В статье проведен анализ состава и структуры статистической информации, используемой для проведения актуарного оценивания финансового состояния современной пенсионной системы России, рассматриваются различные проблемы информационно-статистического ресурсного обеспечения для оценки экономических и социальных последствий мероприятий в рамках пенсионной реформы, причины и последствия недостаточности статистической информации для прогнозной оценки сбалансированности пенсионной системы на долгосрочную перспективу.
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Узкие рынки аренды коммерческой недвижимости в малых населенных пунктах, где предложение на рынке содержит единичные помещения, не поддаются статистическому анализу. Особо обостряется данная проблема при необходимости охвата широкого перечня населенных пунктов России. Кроме того, возникает проблема несоответствия между ожидаемыми трудозатратами на сбор и обработку данных и достигаемыми результатами. В связи с этим актуальна задача разработки методики определения ставок аренды коммерческой недвижимости на узких рынках при отсутствующем или минимальном предложении. Идея методики состоит в поиске экономически обоснованной и статистически подтвержденной связи средних по городу ставок аренды с фактором, определение которого не вызывает затруднений, что и показано в данной статье.
Одним из важнейших инструментов и условий модернизации и перехода на инвестиционное развитие является проведение государством эффективной инвестиционной политики в области государственных капитальных вложений. В условиях ограниченности финансовых ресурсов средства государства, по мнению автора, должны направляться в первую очередь в такие формы капитального строительства, как техническое перевооружение и модернизация существующей научно-производственной базы.
Между тем противоречия и недостатки в сложившемся понятийном аппарате в финансировании государственных капитальных вложений создают значительные трудности в решении задачи обеспечения ритмичного и эффективного финансирования из бюджета технического перевооружения и модернизации. В своей статье автор рассматривает понятия технического перевооружения, нового строительства, реконструкции и модернизации, расширения производства и их отражение в действующем законодательстве и нормативно-правовых документах, показывает противоречивость трактовки этих понятий в разных законодательных и нормативно-правовых актах, что приводит к трудностям в практической деятельности по осуществлению государственных капитальных вложений. Анализируются причины сложившегося положения дел и вносятся предложения по его исправлению.
По мере социализации общества, наблюдаемой в нашей стране в настоящее время, возрастает интерес к некоммерческому сектору. По результатам многочисленных исследований становится очевидно, что представители органов власти готовы делегировать часть функций по оказанию социальных услуг активной части некоммерческих организаций. Безусловно, это порождает ряд ожиданий и опасений, так как считается, что деятельность некоммерческих организаций, основанная на производстве общественных благ или социально значимых товаров и услуг, противоречит принципам функционирования организации в рыночной экономике, поскольку не нацелена на извлечение прибыли. В этой связи особую актуальность приобретает изучение специфики финансов некоммерческих организаций, систематизация представлений о которых позволит удовлетворить возрастающий интерес теоретиков и практиков к их деятельности как особых субъектов хозяйствования.
Данная работа основана на изучении российских и зарубежных исследований в области финансов некоммерческих организаций. Авторы предлагают систематизацию финансовых ресурсов, обосновывают выделение денежных поступлений как особого их вида, наиболее соответствующего природе некоммерческих организаций. Доказывается, что доходы как часть финансовых ресурсов противоречат целям деятельности некоммерческой организации и являются своего рода компенсацией недостатка денежных поступлений.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ
Нечеткая линейная регрессия применяется для оценки параметров модели роста технологических знаний Ботацци—Пери, для оценки параметров применялась классическая линейная регрессия. В настоящей работе параметры определяются как нечеткие величины. В результате модельный объем технологических знаний характеризуется не единичным числом, а множеством возможных значений. Положение в ряду возможных значений конкретного показателя, характеризующего отдельную страну, в определенной мере отражает эффективность НИОКР в этой стране. Если показатель близок к наиболее вероятным модельным значениям (когда значение функции принадлежности близко к единице), эффективность НИОКР достаточно типична. Близость к периферийным значениям (когда значение функции принадлежности близко к нулю) возникает в двух случаях: если эффективность НИОКР нетипично высока или нетипично низка. Применение нечеткой регрессии позволяет проследить динамику изменения эффективности. Расчеты проведены на тех же данных, касающихся запасов технологических знаний в промышленно развитых странах, что и в работе Ботацци и Пери.
Для инновационных проектов характерны отсутствие прибыльности на первых этапах их реализации и большой риск, связанный с высокой неопределенностью оценки генерируемых ими прогнозируемых денежных потоков. В этой ситуации использование стандартных методов анализа экономической эффективности проектов не позволяет получить комплексную оценку целесообразности осуществления инвестиций, а также количественно оценить достоверность динамики прогнозируемых показателей. Все это требует развития теории и методов анализа экономической эффективности инноваций и определяет высокий уровень фундаментальности проблематики. Применение метода реальных опционов, а также аппарата нечетких множеств является, по нашему мнению, направлением совершенствования названных методов.
В статье рассматриваются вопросы применения новых методов оценки экономической эффективности инновационных проектов с венчурным финансированием в промышленности, а именно: исследуются возможности приложения концепции реальных опционов к оценке эффективности инновационных проектов с венчурным финансированием с использованием аппарата нечетких множеств. Дается краткий обзор работ зарубежных и российских ученых по исследуемой проблематике.
Описывается новая методика оценки экономической эффективности инновационных проектов с венчурным финансированием на основе метода реальных опционов с использованием модифицированной формулы Геске и включением нечетко-множественного анализа. Методика позволит количественно оценить факт поэтапной реализации проекта и возможность прекращения финансирования при получении негативной информации о его реализации, т.е. учесть и количественно оценить управленческую гибкость при принятии решений о дальнейшей реализации проекта.
В целом синтез теоретико-вероятностных и нечетко-множественных методов в анализе венчурного финансирования инновационных проектов на основе метода реальных опционов расширяет инструментарий венчурного инвестора, используемый для обоснования решений по инвестированию проектов, а также позволяет получить более точную оценку эффективности проектов с высокой степенью неопределенности по сравнению с традиционными подходами.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье проанализированы позитивные и негативные тренды в процессе развития малого и среднего предпринимательства в Республике Армения, роль этой сферы в экономике Армении, а также России, Беларуси, стран ЕС, основные факторы замедления экономического роста. Цель работы заключается в том, чтобы представить оценку современного состояния сферы малого бизнеса в республике, предложить конкретный налоговый механизм стимулирования развития малого бизнеса и обеспечения ускорения экономического роста. Сделан вывод о том, что: 1) обосновано установление преференциального режима налогообложения: а) в первоочередной мере именно для малого, а не среднего бизнеса, имея в виду многократное превышение (по законодательству Армении, России и других стран) численности работников и стоимости активов среднего бизнеса в сравнении с идентичными показателями малого бизнеса, б) для привлечения не вообще иностранных инвестиций, а инвестиций именно из развитых стран, стран — стратегических партнеров Армении, направляемых в производственную сферу республики; 2) ныне основополагающую значимость имеет диверсификация экономического роста на базе опережающего развития его инновационной составляющей, диверсификации экспорта. Предложено осуществить радикальную либерализацию налоговой политики, а именно создать налоговый инструментарий стимулирования экономического роста путем существенного снижения налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства, а для отдельных секторов — освобождение от налогов на определенный период, в частности путем акцента на налоговые преференции по обеспечению инвестиционного спроса, инновационного развития экономики, ее диверсификации и демонополизации.
Стремление к более активному использованию национальных валют во внешнеторговых расчетах является отражением многополярности современного мира и носит закономерный и естественный характер как результат резко возросших в последние годы рисков, связанных с ведущими мировыми валютами и желанием стран снизить степень своей зависимости от конъюнктуры международного валютно-финансового рынка в условиях обострения глобальной геополитической ситуации.
В статье рассматриваются предпосылки и необходимые условия для расширения сферы использования национальных валют во внешнеторговых расчетах между различными странами. На основе анализа накопленного опыта практического применения национальных валют во внешнеторговых расчетах выявляются «узкие места» и проблемы, препятствующие более активному использованию национальных валют участниками внешнеэкономической деятельности. В основных чертах описаны тенденции и перспективы применения национальных валют во внешнеторговых расчетах на примере рубля и юаня.
Приведенный в статье анализ обосновывает необходимость устранения существующих законодательных, административных и финансово-экономических барьеров, препятствующих эффективной работе на внутренних финансовых рынках национальных участников внешнеэкономической деятельности, а также создания благоприятных рыночных условий со стороны национальных финансовых институтов.
ФИНАНСОВОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Рассмотрены некоторые проблемные вопросы осуществления должностными лицами налоговых органов производства по делам о правонарушениях в области налогов и сборов с целью разработки конкретных мер и предложений по совершенствованию правовой регламентации процессуального порядка рассмотрения данной категории дел и привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. При этом автор обращает внимание на особенность назначения наказаний — за одно и то же правонарушение в налоговой сфере к ответственности могут привлекаться несколько субъектов правоотношений: юридическое лицо (как правило, в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ), должностное или просто физическое лицо (в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ), а при наличии в составе признаков преступления — и собственно физическое лицо (в соответствии с Уголовным кодексом РФ).
Резюмируя, автор отмечает, что при выявлении факта правонарушения в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, за которое предусмотрена административная ответственность, целесообразно составлять протокол об административном правонарушении и передавать его должностному лицу, в чью компетенцию входит рассмотрение данной категории дел в рамках административного процесса, одновременно с дальнейшим осуществлением контрольно-надзорного производства, а по окончании налоговой проверки составлять соответствующий акт. В связи с этим предлагается новая редакция п. 15 ст. 101 и п. 13 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
Динамичность современного общества, рост потребностей инновационной экономики обусловливают сокращение сроков адаптации выпускников вузов к профессиональной деятельности, повышение их мобильности, конкурентоспособности и ставят перед профессиональным образованием новые задачи. Авторами обсуждается проблема организации многоуровневого экономического образования, направленного на устранение разрыва между требованиями работодателей и предоставляемыми образовательными услугами. Обоснована необходимость разработки технологии проектно-контекстного обучения, создающей возможность содержательной реализации компетентностного подхода.
Представленный в статье опыт Финансового университета при Правительстве РФ по разработке и внедрению Образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика» в практику подготовки кадров для инновационной экономики определяет возможность проектирования образовательного процесса в соответствии с «весовым коэффициентом» важности отдельных компетенций и системном единстве уровней высшего образования.
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
В данной работе автор анализирует гражданско-правовой институт гарантий возмещения потерь в сделках слияния и поглощения, а также углубляется в правовую природу указанного правового механизма с позиции теории и практики применения гражданского законодательства. Автором обозначены некоторые юридические проблемы и пробелы в праве, предложены способы решения указанных проблем и необходимые изменения в законодательство Российской Федерации. Исследование гарантий возмещения потерь основывается на текущих изменениях гражданского законодательства Российской Федерации, прежде всего изменений, внесенных в Гражданский кодекс Российской Федерации. Автором также учитываются изменения судебной практики в отношении гарантий возмещения потерь. Анализ проводится в сравнительно-правовом аспекте с системой общего права Великобритании. Актуальность указанной темы диктуется трансграничной природой сделок слияния и поглощения.
В условиях современного рынка для получения прибыли в долгосрочном временном периоде организации крайне важно быть конкурентоспособной, устанавливая прочные связи с партнерами на взаимовыгодных условиях. Сильный бренд, определяющий услугу или товар, является одним из факторов, который предоставляет организации конкурентное преимущество. В связи с этим большое влияние в современном мире получают организации, основанные на принципах сообществ добавленной стоимости. Сообщество добавленной стоимости — это экономическая структура, представляющая собой бренд-организацию и окружающую ее разветвленную сеть бизнес-партнеров, которые формируют цепочку создания добавленной стоимости. Грамотное управление такой организацией способно принести значительную финансовую прибыль. Сообщества добавленной стоимости развиваются аналогично целостной организации с некоторыми поправками.
В статье рассмотрена модель развития сообществ добавленной стоимости, которая учитывает основные значимые параметры данной структуры в целом (стоимость бренда, размер транзакционных издержек, размер сообщества добавленной стоимости), а также особенности IT-отрасли (проектная и командная работа). Для разработки и исследования модели развития сообществ добавленной стоимости использовались методы математического моделирования, системного, регрессионного и математического анализа функций, а также дифференцирование и сбор статистических данных.
Результатом анализа модели развития сообществ добавленной стоимости стало формирование рекомендацией по управлению IT- организацией. Конкретные выводы были сделаны путем анализа деятельности крупнейших IT-организаций России: «Вконтакте» и Yandex.
В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед эффективным применением реабилитационных процедур банкротства в России. Несмотря на то что в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено очень большое количество реабилитационных мероприятий, а по своей сущности российское законодательство имеет явно продолжниковую направленность, процент применения реабилитационных процедур и их эффективность остаются очень низкими по сравнению с развитыми западными странами. Автором были изучены законодательный опыт зарубежных стран, российская и зарубежная доктрина в этой сфере, а также разрабатываемый Министерством экономического развития РФ законопроект совершенствования процедур финансового оздоровления и наблюдения. На их основе были выявлены проблемы, стоящие на пути эффективного применения реабилитационных процедур, и предложены возможные решения этих проблем. Перечисленные в статье проблемные решения не связаны с усилением поддержки должника и уменьшением защиты кредиторов. Немаловажно отметить, что в качестве примеров части проблемных решений были взяты законодательства с прокредиторским уклоном (Великобритания, Германия). Решение перечисленных в статье проблем поможет, по нашему мнению, сделать реабилитационные процедуры более эффективными и, как следствие, более популярными среди кредиторов.
ISSN 2587-7089 (Online)