СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предмет. В статье анализируется банковская система России, представляющая собой сложную, многоуровневую, иерархически выстроенную систему, в которой выделяются различные устойчивые группы банков. Констатируется усиление роли многофилиальных банков. Дается анализ существующих подходов к выделению группы многофилиальных банков. Делается вывод об отсутствии единообразия в определении понятия «многофилиальный банк» и различной трактовке исследователями, законодателем и регулирующим органом характеристик и качественного состава группы многофилиальных банков.
Цель. Построение типологии филиальных банков Российской Федерации по числу структурных подразделений и выделение в банковской системе группы многофилиальных банков.
Методология. На основе кластеризации банков, имеющих филиалы и представительства (метод Уорда, метрика расстояния — евклидово расстояние), построена типология банков по числу их филиалов и подразделений и выделена группа многофилиальных банков, проверена ее содержательная устойчивость при использовании различных методов кластеризации. Использованы экономико-математические методы кластерного анализа и нейронных сетей.
Результаты. В ходе исследования сформирован перечень параметров для осуществления кластеризации банков РФ, имеющих филиалы и представительства. В качестве параметров кластеризации рассмотрены все законодательно предусмотренные внешние и внутренние подразделения. Реализована проверка полученной типологии банков с помощью нейронной сети с учителем: если предложенная типология не соответствует действительности, то сеть не обучится либо будет делать ошибки, соответствующие «выпадениям» из классификации. Результат работы нейронной сети подтвердил наличие в банковской системе РФ выделенных на основе кластерного анализа групп банков.
Выводы. Построена типология филиальных банков, в рамках которой подтверждена гипотеза о существовании в банковской системе РФ группы многофилиальных банков, фактически выделена эта группа банков и дано ее математическое описание в соответствии со средним количеством структурных подразделений. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения свойств, присущих различным типам банков, имеющих филиалы и подразделения, в том числе многофилиальным банкам, и анализа закономерностей их функционирования, что может послужить основой повышения эффективности банковской деятельности в РФ.ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Предмет. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с расширением объемов финансирования инвестиционных проектов, которые характеризуются высоким уровнем социальной и инфраструктурной значимости для национальной экономики. В перспективе они обеспечат устойчивый экономический рост и диверсификацию экономики. В связи с этим актуализируется значимость институтов развития, деятельность которых направлена на преодоление «провалов рынка», на стимулирование банковского частного инвестирования, развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Цель работы. Раскрыть ключевое значение институтов развития и инструментов проектного финансирования в реализации стратегии промышленного и инновационного развития современного государства.
Методология. Для проведения исследования были использованы общенаучные методы и приемы: методы научной абстракции, аналогии, анализа, синтеза и сравнения, системно-структурный подход к анализу предмета исследования.
Результаты. В доказательство становления рынка проектного финансирования охарактеризованы в динамике его состояние и структура. Выявлены проблемы, риски, направления развития отечественного рынка с позиции усиления интереса банковских организаций. Наряду с традиционными услугами, предоставляемыми заемщику в рамках проектного финансирования, акцентировано внимание на развитии в российской банковской практике перспективных направлений (синдицированное кредитование, мезонинное и бридж-финансирование).
Выводы. Сделан вывод о необходимости актуализации механизма государственно-частного партнерства, в особенности роли институтов развития. Доказана перспективность мероприятий, реализуемых в настоящем Фондом развития промышленности и государственной корпорацией «Внешэкономбанк», а именно: запуска системы «одного окна», формирования государственной информационной системы промышленности, развития модели региональных фондов развития промышленности, организации работы банковских синдикаций и совершенствования базы их регулирования, инициирования работы Фабрики проектного финансирования. Совокупность обозначенных мероприятий обеспечит перманентную модернизацию российской промышленности и вместе с тем развитие банковского сектора, обладающего уникальными технологиями, компетенциями, ликвидными и доходными активами.ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Предмет. В статье исследуется действующая система налогового администрирования. Авторами были решены задачи аналитические (оценка эффективности деятельности налоговых органов) и исследовательские (определены проблемы и оптимальные пути их устранения).
Цель. Определение основных направлений модернизации и совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации.
Методы исследования. В статье использованы: контент-анализ нормативно-правовой базы и научных публикаций по вопросам развития фискальной сферы, экономико-статистический анализ динамики результативности деятельности органов, осуществляющих налоговое администрирование и фискальный контроль.
Результаты. Реформы в налоговой сфере создали необходимую базу для модернизации российского фискального института, но одновременно с этим сохраняется ряд организационно-правовых и финансово-экономических аспектов, которые не позволяют существенно оптимизировать налоговое администрирование. Дальнейшая оптимизация налогового администрирования должна осуществляться системно и предполагать устранение пробелов в правовом регулировании и повсеместную интеграцию цифровых технологий в коммуникационные процессы между налоговыми органами и налогоплательщиками. Практическое назначение и научная ценность статьи заключается в построении целостно-логического видения в решении ряда проблем организации налогового администрирования и повышении результативности фискального контроля в России.
Выводы. Выделен ряд латентных факторов, которые ограничивают возможности (а следовательно, снижают эффективность) налогового администрирования в малом и среднем предпринимательстве. Это требует не только технологического обновления средств коммуникации между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и пересмотра экономико-правовых подходов к использованию налоговых режимов, ориентированных на снижение доли «серого» и теневого предпринимательства в национальной экономике.БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ
Предмет. В статье анализируется проблема эффективности государственной политики в области финансирования малого предпринимательства, что приобретает все большую актуальность. В текущих экономических условиях повышение роли государственной поддержки малого предпринимательства обусловливает необходимость оценки эффекта от затрачиваемых ресурсов. Отмечается, что решение этой проблемы, которая имеет большое практическое значение, пока разработано слабо. Авторы связывают это в первую очередь с отсутствием ориентированного на результат управления. Подтверждается это тем, что в программах государственной поддержки федерального и регионального уровня малого предпринимательства отсутствуют единообразные критерии для оценки эффективности, что приводит к необоснованным мерам поддержки конкретных хозяйствующих субъектов. Поэтому в статье рассматривается и анализируется действующий процесс оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
Цель. Комплексное авторское исследование процесса оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в России, подходов к формированию критериев эффективности в российских государственных программах и обоснование необходимости принципиально новых методик.
Методология. Исследование базируется на системном подходе, используются общенаучные и статистические методы. Применены табличные методы визуализации данных. Проведен мониторинг критериев эффективности государственной поддержки в российских региональных программах развития, а также представлена их систематизация.
Результаты. В статье рассмотрены подходы зарубежных и отечественных авторов к оценке эффективности господдержки. Проведен мониторинг критериев эффективности государственной поддержки в российских региональных программах развития, а также представлена их систематизация. Исследование всех региональных программ поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации позволило выявить, что в преобладающем большинстве субъектов РФ при оценке эффективности государственной поддержки применяются общие показатели развития малого предпринимательства.
Выводы. С целью усовершенствования существующих методик автор предлагает использовать для оценки эффективности государственной поддержки такие показатели, как количество предприятий, воспользовавшихся поддержкой и действующих на территории региона, прирост налоговых поступлений, обусловленный поддержкой; долю инновационных предприятий в общем объеме предприятий, воспользовавшихся поддержкой. Приведен пример с расчетами бюджетной эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Предмет. Объект исследования статьи — неформальная занятость населения Российской Федерации и ее влияние на государственные финансы страны. Авторами дана оценка масштабов этого явления за период с 2005 по 2015 г. Проведен анализ возрастной структуры, образовательного уровня, статуса населения, вовлеченного в неформальную деятельность. Исследованы региональные особенности распространения этого явления и осуществлена группировка регионов России по доле занятых в неформальном секторе. Проведен отбор демографических, экономических, социальных и финансовых факторов, оказывающих влияние на долю населения, занятого неформальной деятельностью.
Цель. Установление зависимости между отобранными показателями и уровнем неформальной занятости, а также оценка влияния неформальной занятости на социально-экономическое развитие страны и состояние государственных финансов.
Методология. Исследование базируется на статистических, эконометрических методах: группировки данных, анализа рядов динамики, дисперсионного анализа. Оценка связи между признаками осуществлялась на основе непараметрических методов. Расчеты производились с использованием надстройки Attestat программы Microsoft Excel 2010, пакета статистических программ STATISTICA 10.
Результаты. Авторами выявлена прямая зависимость между долей неформально занятых и уровнем безработицы и обратная связь с величиной среднедушевых денежных доходов населения, ВРП, величиной инвестиций на душу населения, уровнем развития малого предпринимательства, объемом поступлений налогов и сборов в бюджет на душу населения. Неформальная занятость крайне негативно отражается на собираемости налогов, сборов и иных платежей. Региональные бюджеты ежегодно недополучают значительные суммы. В 2015 г. в регионах с низкой долей неформальной занятости (до 10%) с каждого жителя поступило 214298 руб. налогов, сборов и платежей, а с высокой долей неформальной занятости (свыше 50%) — почти в 25 раз меньше, всего 8703 руб.
Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее актуальными в сфере социально-трудовых отношений становятся вопросы сокращения масштабов неформальной занятости населения России и легализация занятости. Ситуация, когда значительная часть трудящихся не оплачивает налоги и обязательные платежи, но пользуется социальными благами, требует решения этой проблемы. Для этого необходимо принять меры по сокращению безработицы в регионах, где ее масштабы велики, по повышению уровня жизни населения и развитию малого предпринимательства.АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
В статье анализируется зависимость развития глобальной агропромышленной системы от изменения климата планеты. Утверждается, что сельскохозяйственное производство в период после 2015 г. играет все более заметную роль, и в дальнейшем она будет усиливаться. При этом нынешняя уязвимость климатической системы во многом зависит от тонкого баланса между выбросами парниковых газов, вызванных деятельностью человека, политикой смягчения этих пагубных последствий и естественной динамикой функционирования земных и океанских систем. Это, в свою очередь, зависит от количества источников парниковых газов, оказывающих влияние на климат. Беспрецедентное изменение климата серьезно угрожает производству сельско-хозяйственной продукции и продовольственной безопасности. Поэтому крайне важно дальнейшее развитие новых направлений науки, включающих в себя надежные методологии мониторинга парниковых газов, передовые инструменты моделирования, сбора и статистической обработки больших данных. Несмотря на хорошие предпосылки для развития продовольственного сектора, риск воздействия климатических изменений на природные экосистемы остается высоким, даже при наличии благоприятных температурных условий. Таким образом, решения должны быть найдены в изменении наших парадигм. Мы должны изменить отношение к сельскому хозяйству как к отдельному компоненту продовольственной системы. Сельское хозяйство должно стать важным элементом смягчения последствий изменения климата и адаптивных стратегий. Автор утверждает, что Россия является перспективным кандидатом среди бореальных регионов, способным воспользоваться сложившейся ситуацией и превратиться из импортера сельскохозяйственной продукции в солидного мирового экспортера продовольствия. В статье представлено несколько факторов, которые могут стать основой новой агропродовольственной стратегии России. Но чтобы в полной мере воспользоваться такими возможностями, необходимы существенные преобразования. Подводя итоги некоторых изменений в аграрном секторе, автор дает рекомендации, которые могли бы повысить роль Российской Федерации на агропродовольственных мировых рынках.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Предмет. В статье анализируются особенности, движущие силы и риски современных международных инвестиционных процессов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Показано, что трудности посткризисного восстановления и неустойчивость макросреды обостряют волатильность международных инвестиционных процессов, в то время как вмешательство государств в сферу прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижает предсказуемость инвестиционной политики и усугубляет инвестиционный пессимизм. Отмечается, что разворот регулирования ПИИ в сторону инвесторов создает благоприятную почву для привлечения инвестиций, а в целом — повышает инвестиционную привлекательность национальной экономики. Исследуются вопросы прозрачности ПИИ в странах АТР; рассматриваются пути обеспечения эффективности инвестиционных инструментов макрофинансового управления, включая меры по обеспечению конкурентоспособности и защите инвестиций; анализируются особенности политики ПИИ в этих странах.
Цель. Исследование динамики современных ПИИ на примере стран АТР, являющихся активными реципиентами инвестиционного капитала и непосредственными участниками процесса либерализации инвестиционных режимов и стимулирования международных инвестиционных процессов. Анализ возможностей использования опыта привлечения ПИИ в странах АТР для России, в том числе с учетом негативного внешнего фона.
Методология. Исследование основано на системном анализе факторов, определяющих динамику ПИИ в странах АТР, и статистических методах анализа национальных особенностей движения ПИИ в посткризисный период.
Результаты. Показано, что движущей силой активизации ПИИ в посткризисный период является либерализация режимов ПИИ, что в некоторой степени тормозится ограничениями, введенными рядом стран АТР в связи с угрозой поглощения национальных компаний стратегической значимости. Сформулированы условия, необходимые для возврата инвестициям роли одного из фундаментальных факторов экономического роста: политика ПИИ должна быть основана на четких правилах, быть предсказуемой, инклюзивной и носить недискриминационный характер. На примере Китая и Монголии показаны проблемы и перспективы привлечения и оттока ПИИ, в том числе во взаимодействии с их основными торговыми партнерами. Выявлены основные факторы, ограничивающие либо снижающие объемы ПИИ, привлекаемых китайской экономикой, среди которых барьеры экономического (неоднозначная практика признания доходов иностранных инвесторов), правового (нечеткое толкование норм в части инвестиционных процессов) и административного (прямые ограничения и квоты, внутренние режимы лицензирования) характера. Проанализированы основные сферы и объекты ПИИ из Китая.
Выводы. На основе исследования сделаны выводы о необходимости инновационной составляющей в инвестиционном регулировании и о вспомогательной роли ПИИ в укреплении экономического потенциала страны — реципиента инвестиций. Одним из направлений дальнейшего исследования экономического потенциала ПИИ мог бы стать анализ влияния либерализации инвестиционных режимов на минимизацию рисков дисбалансов на макроуровне. Данный подход актуален для целей своевременной корректировки политики ПИИ в России и на евразийском пространстве с учетом негативных факторов и вызовов внешней среды, а также в связи с неизбежностью смещения приоритетов ПИИ в контексте достижения финансовой стабильности и устойчивого экономического роста.
Предмет. В статье исследуется воздействие ремиттансов на экономику стран-получателей на основе эконометрических моделей.
Цель. Авторы поставили цель обосновать точку зрения, в соответствии с которой влияние ремиттансов на экономический рост и объем инвестиций в странах СНГ находится в зависимости от изменения переменной финансового развития.
Методология. Исследование основано на интерпретации моделей, которая позволяет ответить на вопрос: каким образом уровень финансового развития в стране-получателе воздействует на меру влияния ремиттансов на экономический рост? Для оценки циклических свойств притоков ремиттансов была использована техника фильтрации Ходрика-Прескотта. Оценка этого влияния проведена в соответствии с расширенной версией неоклассической модели с использованием системного обобщенного метода моментов (S-GMM); использовалась также пороговая оценка в качестве альтернативного теста на устойчивость к ошибкам.
Результаты исследования. Приведены полученные результаты пороговой модели с пороговым параметром; предложено определение ремиттансов как проциклических, контрциклических и ациклических, исходя из видов корреляции между циклическими компонентами реальных ремиттансов и реальных ВВП в родных странах мигрантов. Получен вывод о том, что ремиттансы оказывают положительное влияние на экономический рост при менее развитых финансовых системах. Ремиттансы де-факто действуют в качестве заменителей «слабых» финансовых услуг, предоставляя населению возможность удовлетворить потребности в кредитовании и страховании, которые не в состоянии обеспечить рынок. С другой стороны, ремиттансы оказывают отрицательное влияние на экономический рост в странах с более развитым финансовым сектором.
Выводы. В большинстве стран СНГ ремиттансы являются процикличными в различной степени: при улучшении экономической ситуации в стране выхода мигранты более склонны отправлять ремиттансы с целью поиска инвестиционных возможностей.Предмет. Япония обладает избыточными финансовыми ресурсами и с конца 2000-х гг. занимает место второго крупнейшего прямого иностранного инвестора в мире после США (за исключением 2014 и 2016 гг., когда Япония опускалась на 4-е место). При этом Япония не входит в состав 20 крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Такая диспропорция объясняется сочетанием экспансии японских транснациональных корпораций (ТНК) на внешние рынки с традиционной защитой внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что качественно отличает Японию от других крупных игроков Азии, в первую очередь Китая, Гонконга и Сингапура. Подобный синтез открытости вовне и закрытости изнутри во многом позволил Японии создать и сохранить собственную уникальную самодостаточную культуру хозяйствования и внедрять западные институты без опасения утраты особого национального характера.
Цель. Анализ современных тенденций развития экономики и инвестиционных процессов Японии с особым акцентом на рассмотрении проблем и перспектив российско-японского инвестиционного сотрудничества.
Методология. Использованы методы научной абстракции, статистического анализа и логического обобщения.
Результаты. Масштабное стимулирование внутреннего спроса за счет инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики не привело к ожидаемому оживлению японской экономики. Причина стагнации заключается в консервативном подходе к внедрению инноваций при сохранении приверженности традиционным методам производства. Опыт Японии представляет интерес для России. Преследуя стратегию опережающего развития внешнеэкономического сектора в условиях финансовой глобализации, Япония уделяет первостепенное внимание повышению внутреннего платежеспособного спроса, развитию национального финансового рынка, а также созданию региональных производственных сетей. Являясь крупнейшим нетто-инвестором в мире, Япония постоянно диверсифицирует сферы зарубежного инвестирования.
Выводы. Направление российско-японского сотрудничества в сферу совместной реализации значимых инновационных проектов может иметь долгосрочный мультипликативный эффект для возвращения экономик обеих стран на траекторию устойчивого роста.ФИНАНСЫ И ПРАВО
Введение. В статье анализируется финансово-правовое обеспечение процесса внедрения инноваций, связанного с переходом экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Показано, что рентабельность инвестиций в инновации в России существенно превышает любое альтернативное вложение средств, поскольку специфика российского общества состоит не только в качестве человеческого потенциала, но и в когнитивном преимуществе перед конкурентами в плане способности генерировать новые идеи непрерывно и по конкурентной цене. Предложено в качестве новеллы системное рассмотрение процесса внедрения инноваций на основе «инновационной цепочки», в которой каждое звено может быть рассмотрено как равноправный компонент в финансовом и правовом пространстве сегодняшней России. Процесс перевода новшества (идеи) в новый продукт (инновацию) требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются финансовые инвестиции, а также устоявшиеся правила ведения бизнеса и социальных отношений. Последнее предполагает адекватное нормативное и правовое обеспечение всех звеньев цепи.
Цель и задачи. Проведен мониторинг ряда нормативных правовых актов, сопровождающих инновационную деятельность, а также формирование системного ряда этих актов, комплементарного «инновационной цепочке». К основным задачам исследования относится поиск пробелов законодательного обеспечения и формулировка предложений по их совершенствованию.
Методология. Авторами использован системный метод исследования путем поэтапного разложения «инновационной цепочки» на отдельные фазы процесса. При этом отдельно рассматривались компоненты инновационной цепочки, требующие либо финансового, либо правового обеспечения с отнесением их к определенным областям законодательства.
Результаты. Сформулированы предложения по систематизации нормативных актов, регулирующих финансовые и правовые отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, отличающиеся от проекта федерального закона от 26.03.2013 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который до сих пор не утвержден в установленном порядке.
Выводы. Предлагается система нормативных правовых актов, обеспечивающих инновационную активность.
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Предмет. Исследуется одна из основных задач, которую государство возлагает на некоммерческие организации — предоставление социальных услуг. Конкуренция с государственными (муниципальными) учреждениями за бюджетные средства должна оказать влияние на повышение эффективности и улучшение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг по различным отраслям социально-культурной сферы. Поэтому на протяжении последних лет в России особенно актуален вопрос субсидирования НКО и снятия барьеров, препятствующих их функционированию и развитию.
Цель. Представить результаты исследования объемов субсидирования НКО в отраслях социально-культурной сферы из средств консолидированных бюджетов РФ за период 2015–2016 гг.
Методология. В целях проверки гипотезы о сохранении объемов субсидий НКО в 2016 г. на уровне 2015 г. анализировались показатели объемов и структуры субсидий по регионам и в целом по Российской Федерации. Был проведен сравнительный анализ показателя отношения объемов субсидий НКО и субсидий государственным (муниципальным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания по всем отраслям социально-культурной сферы за 2015–2016 гг.
Результаты. Исследование показало, что, несмотря на проводимую государством политику привлечения НКО к реализации государственной политики в социальной сфере, гипотеза о сохранении субсидирования НКО в 2016 г. на уровне 2015 г. подтвердилась. Кроме того, в половине регионов отмечается сокращение объемов субсидирования НКО.
Выводы. Основными причинами сложившейся ситуации могла стать несовершенная нормативная правовая база в части вовлечения НКО в предоставление общественно полезных услуг, а также недостаточный уровень должного доверия к НКО как со стороны государства, так и населения. Преодоление возникновения основных причин может быть только при условии устранения пробелов в законодательстве.ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Предмет. Статья посвящена анализу финансового поведения россиян и формированию стратегий кредитного поведения населения России.
Цели. Выявить факторы, влияющие на формирование финансового поведения населения России. Определить роль кредитных услуг в развитии нашей страны и ее регионов. Уточнить фазу современного состояния сектора потребительского кредитования. Оценить текущую ситуацию на рынке кредитования физических лиц с учетом особенностей их стратегий. Обобщить опыт рынка банковского кредитования на примере использования продукта банковской карты. Представить типологию видов кредитного поведения населения. Определить недостатки современной кредитно-финансовой практики на основе моделей кредитного поведения россиян.
Методология. Контент-анализ, социологические методы (глубинные структурированные интервью), методы экспертной оценки, классификации и типологии.
Результаты. Выделены важнейшие аспекты, взаимосвязи и тенденции финансового поведения россиян. Данные позиции рассматриваются в качестве факторов формирования и изучения модели финансового поведения. С учетом функций кредита отражены особенности и виды кредитных инструментов, выявлена роль кредитных услуг в развитии территорий (страны и регионов). Проведено исследование сектора потребительского кредитования. Определена фаза его современного состояния, составлена оценка текущей ситуации на рынке кредитования физических лиц с учетом их принадлежности к определенным социально-доходным группам. В рамках исследования проведена классификация потребителей кредитных услуг и представлена типология видов кредитного поведения населения. Обоснованы факторы выбора модели кредитного поведения и определены «пробелы» современной кредитно-финансовой практики. Обобщен опыт рынка банковского кредитования на примере использования самого распространенного продукта — кредитной карты.
Выводы. Авторами предложены пути предотвращения возможных негативных процессов на кредитном рынке России: программы финансового просвещения, совершенствование законодательной базы, защита прав заемщиков, повышение доверия населения к финансовой (в частности, к банковской) системе, рост уровня жизни, государственная политика, направленная на стабильное социально-экономическое развитие страны.
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Предмет. Исследуется феномен заразных финансовых пузырей — ситуации, при которой финансовый пузырь возникает на фондовом рынке одной страны в результате событий на фондовом рынке другой страны. Глобализация финансовых рынков создала условия для миграции финансовых пузырей с одних рынков на другие. В результате к классическим причинам эйфории инвесторов, таких как рост экономики и кредитная экспансия, необходимо добавить активность зарубежных инвесторов.
Цель. Определение мер противодействия заразным пузырям.
Методология. На основе сравнительного анализа теоретических и эмпирических работ определены механизмы формирования заразных финансовых пузырей. Проведен статистический анализ финансовых пузырей в США и Китае. В рамках анализа рассматривались долларовые индексы семейства MSCI: они рассчитываются одним источником, исходя из общей методологии, что позволяет избежать искажений, связанных с разными принципами построения фондовых индексов. Подробно исследовался феномен коинтеграции фондовых рынков.
Результаты. В статье выделены основные механизмы формирования заразных финансовых пузырей. На основе сравнения финансовых пузырей в США и Китае показано, что заразные финансовые пузыри формируются под влиянием ситуации на финансовых рынках развитых стран. Определены условия заражения финансовыми пузырями. По итогам анализа причин и механизмов возникновения заразных пузырей рассматриваются возможные меры регулятора для противодействия финансовым пузырям. Обобщая полученные результаты, определены приоритетные меры противодействия заразным пузырям.
Выводы. Попытки сдерживания финансовых пузырей (в том числе за счет мер денежно-кредитной политики) представляются неэффективными. Предпочтительно предпринимать меры сдерживания негативных последствий обвала цен в результате схлопывания финансовых пузырей.Предмет. Сделан обзор существующих подходов к финансированию науки в различных странах мира. Система финансирования научных исследований представляет собой целый комплекс правовых, финансовых и административных мер, направленных на создание эффективной инфраструктуры, позволяющей проводить с высокой результативностью как фундаментальные научные исследования, так и прикладные опытно-конструкторские работы.
Цель. Всесторонний анализ особенностей финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Российской Федерации и в зарубежных странах, обоснование выбора наиболее подходящего для российских реалий подхода формирования механизмов финансирования научных исследований. Для достижения поставленных целей решены следующие задачи: проанализированы принципы работы и особенности каждого подхода; проведен сравнительный анализ применения данных подходов на примере стран Западной Европы, Азии и Российской Федерации.
Методология. Методической основой данной статьи являются экономико-статистические, системные, а также сравнительные методы анализа.
Результаты. В статье подробно рассмотрены и проанализированы основные подходы к финансированию научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок — Ньютоновский, Бэконовский и Джефферсонский. Излагается суть выделенных подходов, их достоинства и недостатки, приводятся примеры и статистические данные из практик различных стран.
Выводы. На основе всестороннего анализа статистических данных авторы рекомендуют соответствующим органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации начать трансформацию инструментов финансирования научно-исследовательских работ в направлении Джефферсонского подхода, т.е. развивать программное финансирование и гранты на научные исследования гражданского назначения. Также делается вывод, что в России необходимо активизировать внебюджетные источники финансирования НИР.ISSN 2587-7089 (Online)