Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 20, № 4 (2016)
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2016-20-4

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

6-16 248
Аннотация
В работе актуализируется философия взаимодействия бизнеса и общества в России на базе признания системным экономического кризиса России, что достаточно продолжительное время подтверждается в различных международных рейтингах. Предлагается понимание главной проблемы современной России как проблемы обеспечения национальной безопасности, зафиксированной в новой Стратегии национальной безопасности (2016). Как возможный путь решения этой проблемы рассматривается «социальный треугольник действия» для крупного бизнеса: государственно-частное партнерство - инвестиционные проекты, «тройная инновационная спираль» - инновационные проекты и корпоративная социальная ответственность - социальные проекты, выполняемые одновременно с основной деятельностью. Основным рефреном статьи является процесс осознания, формулирования и реализации новых бизнес-практик в России путем поддержки инфраструктурными монополиями ценностей гражданского общества. Высшим уровнем филантропии в формате корпоративной социальной ответственности предлагается считать поворот бизнеса от благотворительности к социальным, экономическим и инфраструктурным проектам - партнерствам, которые сфокусированы на сотрудничестве, стимулированном долгосрочным национальным интересом. Для технологического обеспечения этого нового для российского бизнеса тренда предлагается формат государственно-частных инвестиционных проектов социальной направленности.
17-21 232
Аннотация
В статье рассматриваются различные вопросы и проблемы, связанные с принятием и исполнением регионального бюджета. Бездефицитный бюджет региона в условиях современной России еще не означает полного покрытия его бюджетных расходов только за счет собственных доходов. Более того, когда региональный бюджет принимается в сбалансированной форме, это не означает достижения полного самообеспечения ввиду определенных ограничений, которые вводятся по бюджетным потребностям, и на них не бывает дотаций, субсидий, субвенций. Такова реальная бюджетная практика в России и ее регионах, что требует соответствующего изучения и учета. В момент разработки и принятия решений о расходах в бюджет региона, естественно, возникает множество противоречивых задач. Их преодоление, как правило, обеспечивается разными путями и методами. Наиболее трудная задача возникает в аспекте накопления новых собственных источников бюджетных доходов. Однако в этом контексте тоже возникают двоякие ограничения. Во-первых, объективная неспособность экономики региона удовлетворить доходами бюджетные потребности (низкие показатели финансового сальдо экономики). Во-вторых, налоговые ограничения, определяемые общероссийским законодательством и различными нормативными условиями налогового регулирования. Налоговая самостоятельность в той мере, в какой она предоставлена регионам, «не справляется» с таким ограничением и это создает дополнительные бюджетные ориентиры в сокращении расходов или в привлечении их за счет дотаций, субвенций и субсидий. Вариант заимствования средств в форме кредитов тоже имеет свои заранее заданные ограничения.
22-31 459
Аннотация
Особенностями принятия стратегических решений являются большое число принимаемых во внимание факторов, наличие слабоструктурированных и неструктурированных данных, а также неполнота исходной информации. В этих условиях для оценки и выбора стратегических инициатив представляется целесообразным применение экспертных оценок, возможно, в сочетании с традиционными методами управленческого учета и инвестиционного анализа. Важным аспектом принятия стратегических решений является моделирование проблемных ситуаций, под которыми понимаются возможные состояния внешней среды в будущем. Ввиду наличия разных подходов к моделированию проблемных ситуаций и многообразия методов принятия решений рекомендуется многовариантная обработка экспертных оценок. Для выполнения необходимых расчетов рекомендуется использовать специальные информационные системы поддержки принятия решений. Цель статьи - в разработке подхода к принятию стратегических управленческих решений, предусматривающего моделирование проблемных ситуаций и многовариантную обработку экспертных оценок с применением соответствующих методов принятия решений и информационных систем. При моделировании проблемных ситуаций (с учетом факторов внешней среды, существенных для принятия решений) принимается во внимание то, что рассматриваемые факторы могут быть как независимыми, так и зависимыми друг от друга. В качестве одного из методов оценки вероятностей проблемных ситуаций рассмотрен метод анализа иерархий.
32-41 360
Аннотация
В статье показаны процессы изменения природы компаний в условиях цифровой трансформации, выгоды краудсорсинга и краудфандинга, механизм встраивания краудсорсинга в бизнес-модель компании. Доказано, что дополнительный спрос на краудсорсинговый продукт/услугу формируется за счет того, что «толпа» сама определяет желаемые характеристики продукта. Это приводит к более высокой конгруэнтности ожидаемого и реального уровней качества и способствует росту удовлетворенности потребителей, сами краудсорсеры запускают вирусный маркетинг. В основе написания статьи лежит контент-анализ ключевых документов о развитии краудсорсинга, отчетов и материалов компаний, реализующих крауд-проекты, докладов, выступлений на международных конгрессах, форумах последних лет, результатов международных исследований, бенчмаркинг с позиции системного подхода. Показано, что краудсорсинг меняет не только бизнес-модели коммерческих компаний. В будущем в некоммерческой сфере также произойдут изменения, которые будут сопровождаться переходом к организации труда на основе создания открытых сообществ, не ограниченных во времени и пространстве. Краудсорсинг можно рассматривать не только как технологию создания, продвижения продукта/услуги, но и как технологию управления талантами.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

42-55 218
Аннотация
Работа посвящена комплексному анализу влияния демографических факторов на пенсионный возраст в условиях страховой пенсионной системы. В работе доказывается, что показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении не является параметрической характеристикой пенсионной системы, которая функционирует на основе рыночно-страховых принципов. Обосновано, что экономически значимыми для формирования пенсионных прав и реализации государственных пенсионных обязательств характеристиками являются коэффициенты смертности по возрастным группам, продолжительность периода после назначения страховой пенсии, продолжительность здоровой жизни. Параметрическая характеристика «пенсионный возраст» должна выполнять функцию страхового норматива, который наряду с другими нормативными параметрами страховой пенсионной системы создает условия для государственного регулирования актуарного баланса формирования пенсионных прав застрахованных лиц и государственных обязательств по материальному обеспечению жизни пенсионеров.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

56-65 184
Аннотация
Определение содержания и структуры научного (инновационного) потенциала в составе совокупного экономического потенциала национальной экономики является дискуссионным вопросом. Рассмотрение различных формулировок позволяет вывести синтетическое определение, согласно которому научный потенциал есть совокупность не только ресурсных (материальных), но и интеллектуальных (нематериальных) возможностей для создания инноваций в различных сферах экономической деятельности. Основным методом исследования научного (инновационного) потенциала является системный подход. Базой для его оценки служат данные, представленные в информационной системе государственной статистики. В условиях интенсификации и проведения структурной модернизации производства ключевая задача развития инновационного потенциала состоит в привлечении инвесторов, которые располагают финансовыми ресурсами и могут приобрести современные технологии для реализации инновационных проектов. Инновационная активность организаций напрямую связана с финансированием НИР. В России основная часть расходов на науку осуществляется за счет бюджетных средств, в то время как в развитых зарубежных странах весьма значительную роль в финансировании научных исследований занимает частный бизнес. Проведенный анализ свидетельствует о разнообразии путей формирования финансовых ресурсов в сфере науки.
66-71 172
Аннотация
Статья посвящена оценке возможностей развития кредитных отношений хозяйствующих субъектов в условиях проведения промышленной политики импортозамещения. Автором сделан вывод о необходимости привлечения новых кредиторов по причине увеличения спроса на кредитные продукты со стороны субъектов бизнеса. Такими кредиторами могут стать государственные организации, в частности Фонд развития промышленности, деятельность и предлагаемые программы кредитования которого детально рассмотрены в статье. В набор необходимых и достаточных мероприятий развития кредитного поля хозяйствующих субъектов в условиях реализации импортозамещающей промышленной политики автором включены: повышение доступности кредитных продуктов для хозяйствующих субъектов, обеспечение информационной и экономической безопасности участников кредитного пространства, осуществление стратегического и индикативного планирования кредитной политики, повышение степени участия российских банков в финансировании экономики страны, реализация Банком России мер, стимулирующих банковское кредитование хозяйствующих субъектов на условиях софинансирования, расширение перечня банковских организаций, участвующих в программах финансово-кредитной поддержки субъектов бизнеса, повышение транспарентности и контролируемости кредитной деятельности со стороны органов государственной власти и Банка России.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

72-77 187
Аннотация
Многие практические задачи хозяйственной деятельности и ряд важных вопросов экономической теории связаны с определением наилучшего, оптимального варианта решения. Адекватная экономическая теория должна отражать процесс непрерывного развития экономической системы, поэтому необходимо рассматривать экономические модели, в которых все экономические переменные зависят от времени, и иметь математический аппарат, позволяющий находить оптимальные значения этих переменных. Таким математическим аппаратом является теория оптимального управления. Классическая теория оптимального управления рассматривает модели, в которых поведение системы описывается системой дифференциальных уравнений, задан функционал, определяющий цель управления и множество ограниченных управляющих воздействий. Важным инструментом решения таких задач является принцип максимума Понтрягина. Но применение принципа максимума приводит ко многим вычислительным проблемам. Для решения некоторых классов вычислительных проблем используется понятие оптимальности по Парето. Более широким понятием является понятие L-оптимальности. Показано, что множество L-оптимальных решений может быть шире или у́же множества Парето-оптимальных. В данной статье выделены классы задач, которые удобно решать с использованием Парето- и L-оптимальности. Приведен пример быстрого решения задачи управления рекламной деятельностью.
78-83 238
Аннотация
В настоящее время наблюдается стабильное увеличение сложности и трудоемкости проектов в различных областях человеческой деятельности и возникает необходимость совершенствования алгоритмов их планирования на предприятиях. В данной статье рассматриваются алгоритм и реализующие процедуры планирования проектов. Базовой моделью, на которой функционирует предложенный алгоритм, является модифицированная ресурсная сетевая модель, позволяющая использовать в процедурах планирования регулярные алгоритмы оптимизации и гибко формировать критерии планового решения. В алгоритме планирования предлагается использовать безразмерные коэффициенты интенсивности, значения которых являются хорошо интерпретируемыми, что значительно облегчает использование этих коэффициентов в процедурах планирования. Приводятся модифицированная ресурсная сетевая модель, основные критерии для оптимизации временных параметров проектов и для оптимизации использования ресурсов. Также подробно рассматривается итерационный алгоритм планирования.
84-88 140
Аннотация
Метод анализа иерархий выгодно применять, когда сложно формализовать входные данные четким или нечетким образом. Нечеткая процедура метода анализа иерархий учитывает интервальный разброс мнений экспертов. Альтернативой этому методу является метод нечеткого логического вывода. Достоинством интеллектуальной системы нечеткого логического вывода является то, что на входе эксперту необходимо только задать параметры четким числом или лингвистическим значением. Сформулированные выводы и предложения позволяют оценивать факторы, влияющие на эффективность развития отрасли туризма. В работе определены четыре основных фактора для участия в работе анализа и построения модели эффективности развития сферы туризма: политика государства; реклама; признаки мест пребывания; качество туристских услуг. Влияние и вес факторов и субфакторов обсуждаются на основе изучения литературы, собственного экспертного опроса, применения методов анализа иерархий и модели нечеткого логического вывода для анализа эффективности указанных факторов.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

89-97 213
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос существенного снижения покупательной способности валют Евросоюза и США в период 2000-2016 гг. при постепенном выравнивании уровня внутренних цен в США и Европе; выявлено, что основной причиной выравнивания цен в развитых странах является отрыв финансов от функционирования реального сектора; цены производителей и потребительского сектора в основном коррелируют с движением индексов на фондовом рынке, а инфляция или дефляция, свойственная экономикам развитых стран, практически не влияет на складывающиеся в национальных экономиках ценовые пропорции. Отражено, что современное развитие финансового сектора развитых стран характеризуется высоким уровнем накопленных деривативов, которые существенным образом воздействуют на фондовый рынок, на экономическую устойчивость экономик; одновременно подчеркнуто, что фьючерсная торговля сырьевыми товарами также отрицательно воздействует на устойчивость экономик, усиливая ценовые колебания, абсолютно не связанные с реальными потребностями национальных производителей. Отсутствие связи между ценами и издержками в реальном секторе в экономиках развитых стран ведет к усилению диспропорциональности распределения доходов, утрате способности социальной устойчивости национальных хозяйств и снижению реального уровня жизни в странах ЕС и США.
98-104 196
Аннотация
Хотя экономические санкции со стороны США и стран Евросоюза существенно ограничили доступ российских банков и компаний с государственным участием к международным кредитным ресурсам, они, тем не менее, оставили такую возможность для частных компаний и банков. В первую очередь это касается глобального рынка синдицированных кредитов. В статье на основе статистических данных, подготовленных ведущими международными информационными агентствами, а также Европейским банком реконструкции и развития и Банком международных расчетов, анализируются современное состояние и структура мирового рынка синдицированных кредитов, рассматриваются основные тенденции его развития, а также определяются роль и перспективы российских заемщиков на данном сегменте глобального долгового рынка. На основе проведенного анализа в статье отмечается усиление процесса диверсификации международного рынка синдицированных кредитов за счет более активного участия заемщиков из развивающихся стран. Хотя за последние годы лидерство США на мировом рынке синдицированных кредитов сохранилось, однако имела место тенденция выравнивания долей других стран, являющихся ведущими заемщиками наряду с США. По мнению автора, несмотря на сокращение в 2014-2015 гг. доли России в совокупном объеме мирового рынка синдицированных кредитов, российские компании и банки, имеющие доступ к международным синдицированным кредитам, будут и дальше пользоваться этим источником ресурсов.
105-117 263
Аннотация
Угроза суверенных дефолтов сегодня актуальна не только для развивающихся, но и для развитых государств. В первой половине 1980-х годов мировой кризис внешней задолженности развивающихся стран впервые продемонстрировал, что долговые кризисы, так же как валютные, банковские, фондовые и другие, могут быть не только суверенными, но и мировыми и приводить к необходимости структурной перестройки всей мировой валютно-финансовой системы. В 2000-2010 гг. стало очевидно, что и развитые страны подвержены долговым кризисам не только на суверенном уровне, но и на уровне интеграционных валютно-финансовых группировок. Наиболее остро проблема долгового кризиса стоит в странах Евросоюза. В этой связи анализ современного состояния внешней задолженности стран Евросоюза и возможных последствий суверенных дефолтов периферийных стран зоны евро представляется актуальным как с позиций реформирования мировой финансовой архитектуры, так и с учетом позиций России в этой реформе. В статье рассматриваются вопросы, связанные с классификацией современных дефолтов, реструктуризацией внешней задолженности, зависимостью дефолтов и режимов валютных курсов. Исследуются проблемы реструктуризации долгов и ужесточения условий международного кредитования. Проведен анализ показателей внешней задолженности стран ЕС и возможности суверенных дефолтов периферийных стран Евросоюза. Рассмотрены критерии долговой устойчивости экономик стран зоны евро и подвергнуты анализу возможные последствия дефолтов в странах ЕС для мирового финансового рынка.
118-129 237
Аннотация
Статья посвящена истории развития финансовой системы Малайзии, представляющей собой уникальную двухкомпонентную систему, состоящую из сочетания традиционных и исламских финансовых институтов в банковской, страховой системе и фондовом рынке. Малайзия первая приняла в 1983 г. закон «Об исламских финансах», что в короткие сроки позволило сформировать полноценную финансовую систему, построенную на взаимосвязи и честной конкуренции двух финансовых моделей - традиционной ссудной и исламской. Автор показывает значительную роль государственных структур (в частности, Центрального банка и Комиссии по ценным бумагам Малайзии) в становлении, регулировании, развитии исламского финансового сектора и контроля целостности всей финансовой системы. Кратко представлены особенности исламских финансов и исламские финансовые продукты. В настоящее время Малайзия, будучи признанным лидером исламских финансов, занимающая первые места по объемам операций на исламских фондовых рынках, в банковской и страховой системе, продолжает ставить амбициозные задачи и решать их, показывая пример другим государствам, идущим по пути формирования двухкомпонентной финансовой системы.
130-136 193
Аннотация
Статья посвящена основным принципам функционирования инструментов управления агломерациями в Бразилии на современном этапе. В статье рассмотрена система управления городскими агломерациями в штате Сан-Паулу с целью применения положительных аспектов в формировании аналогичной системы в Российской Федерации. Кроме того, показана роль государственных, региональных и муниципальных органов в создании столичных регионов (агломераций), а также выявлены механизмы финансирования и межмуниципального взаимодействия агломераций. Институциональная структура управления и реализация функции планирования государственными органами в бразильском штате Сан-Паулу представляет большой интерес с точки зрения применения данной практики к российской действительности. Принципиально важным аспектом в опыте Бразилии является отношение государственных и региональных органов управления к агломерациям. Полезным опытом для России может послужить наличие в штате Сан-Паулу специальных органов управления на уровне агломераций и макрорегиона, объединяющего в себе несколько агломераций. Данный опыт можно апробировать на территории России, поскольку создаваемые органы призваны выполнять функции планирования, управления, координации, мониторинга и контроля не с точки зрения одного муниципалитета, а с точки зрения совокупности муниципалитетов, представляющих собой агломерацию.

ФИНАНСОВОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО

137-145 250
Аннотация
Предметом статьи являются теоретические проблемы института государственного контроля в финансовой сфере, тенденции развития законодательства, закрепляющие формы и методы финансового контроля. Последнее десятилетие ознаменовалось активным развитием научных концепций, исследующих финансовый контроль. Авторы вступают в дискуссию с ведущими учеными о сущности понятия «финансовый контроль», его признаках и классификациях. Наряду с научными подходами интенсивно развивается нормативно-правовое регулирование финансового контроля. В статье комплексно рассматриваются как научные тенденции развития института финансового контроля, так и тенденции генезиса нормативно-правового регулирования. Предлагаются пути правового совершенствования финансового контроля. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефило- софский, системный методы, анализ, синтез, аналогия, дедукция, традиционно правовые методы (формально- логический, сравнительно-правовой), а также экспертные оценки. Основной вывод, который сделан по ито- гам исследования, состоит в том, что необходимы унификация форм и методов осуществления контрольной деятельности, систематизация и унификация применяемых инструментов риск-анализа при осуществлении государственного контроля в финансовой сфере. Основной вывод, который сделан авторами в статье, - необходимость развития и унификации нормативно-правового регулирования финансового контроля как раз- новидности контроля государственного. Новизна статьи заключается в разработке предложений по дальней- шему развитию института финансового контроля.
146-151 434
Аннотация
В статье авторами рассматриваются проблемы, возникающие в процессе налогового администрирования. Целью написания статьи было их изучение для соответствующих изменений в законодательстве в будущем, поскольку действующий механизм налогового администрирования не в полной мере соответствует критериям эффективности и ожиданиям властей. Очевидно, что в процессе функционирования современного механизма налогового администрирования существуют явные изъяны, которые препятствуют полноценной наполняемости бюджета и обеспечению социальной функции налоговой системы, а это особенно необходимо в современных условиях кризиса. Изложены наиболее существенные из них: рассмотрены проблемы механизма принуждения к уплате налогов, взыскания налоговой задолженности, фирм-однодневок, отсутствия индексации ряда экономических показателей в целях налогообложения, недостаточности предусмотренных налоговых вычетов, сложностях при обмене информацией между налоговыми и иными государственными и положения нормативно-правовых актов и мнения других авторов в отношении указанной темы исследования. Результатами изменения положений налогового законодательства должно стать изменение российской налоговой системы, что будет способствовать бóльшему наполнению бюджета и, как следствие - повышению качества жизни в России.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

152-157 372
Аннотация
Предметом статьи являются теоретические проблемы государственного контроля (надзора) в системе публичного управления, тенденции развития законодательства, в котором раскрывается понятие государственного контроля. В статье с позиций теории государственного управления, административного права анализируются термины «государственный контроль», «административный надзор», «государственный контроль (надзор)». Раскрыты цель и стадии контрольно-надзорной деятельности органов государственного управления на примере экономической сферы отношений. Обосновано законодательное закрепление понятия «государственный контроль (надзор)» в современном контрольно-надзорном законодательстве Российской Федерации. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософские, теоретические методы (диалектика, компаративистский метод, системный анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также метод экспертных оценок и др. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в правильности законодательного закрепления понятия «государственный контроль (надзор)», совмещающего внешний государственный контроль с элементами административного надзора в части применения таких мер административного принуждения. Новизна статьи заключается в предложенной модели развития контрольно-надзорного законодательства в системе публичного управления на основе рассмотренных понятий, целей, функций государственного контроля (надзора).
158-163 146
Аннотация
В статье на основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Счетной палаты Российской Федерации, информации с официальных сайтов указанного ведомства и Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также учебной и научной литературы рассматриваются актуальные вопросы сотрудничества контрольно-счетных и правоохранительных органов в сфере привлечения нарушителей к административной ответственности. Раскрываются аспекты, связанные с количеством и объемом ущерба административных правонарушений в сфере экономики, в том числе в бюджетной сфере. Отмечается, что в настоящее время такие нарушения наносят значительный материальный ущерб и составляют примерно 7,5% расходов бюджета, что недопустимо в ситуации дефицитного бюджета и режима строгой экономии бюджетных средств. Во-первых, основным нерешенным вопросом в организации сотрудничества и взаимодействия указанных субъектов в сфере предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с выполнением задач, возложенных на контрольно-счетные органы и органы внутренних дел, является отсутствие нормативного правового акта, который установил бы такой порядок. Во-вторых, существует проблема практической направленности, которая связана с наделением сотрудников органов внутренних дел функцией по выявлению административных правонарушений в сфере экономики. В решении указанных проблем предлагается более полно использовать потенциал, заложенный во взаимодействии правоохранительных органов и Счетной палаты Российской Федерации.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

164-172 180
Аннотация
В статье автор делится своим опытом проведения со студентами юридического факультета занятия по теме «Договор безвозмездного пользования имуществом (ссуда)», которому многие преподаватели не уделяют должного внимания, относя его в условиях рыночных отношений к архаичным. Действительно, договоры ссуды чаще квалифицируются как фидуциарные сделки. Поэтому преподавателю необходимо так построить занятие, чтобы не только показать студентам актуальность ссуды для семейных или дружественных отношений, но и привести убедительные аргументы ее эффективности при осуществлении предпринимательской либо иной приносящей доход деятельности. Вместе с тем следует учесть, что студент уже обладает основами правовых знаний, но еще слабо владеет компетенциями анализа специальных норм, а также практики их применения. Для достижения поставленной цели в статье представлен краткий исторический анализ договора безвозмездного пользования имуществом, рассмотрены его понятие и элементы, показано соотношение этого договора со смежными видами сделок, уделено внимание актуальным проблемам использования договора ссуды в условиях рынка. В заключение сформулированы вопросы, которые помогут студентам повысить уровень своих компетенций. В этой связи надеюсь, что предлагаемая статья будет интересна как преподавателям, так и аспирантам, студентам, изучающим вторую часть гражданского права.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)