Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2017)

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 

6-15 530
Аннотация
В статье описываются принципы структурно-инвестиционной политики, которая должна стать одним из элементов долгосрочной экономической стратегии, направленной на устранение диспропорций развития, которые возникли в последние два десятилетия и не могут быть устранены традиционными рыночными инструментами. Дается описание основных направлений структурно-инвестиционной политики, ее инструментов, а также оценки вклада в формирование долгосрочной экономической динамики.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 

16-27 372
Аннотация
Актуальность. Уже на протяжении достаточно длительного периода времени исследователи уделяют внимание анализу и оценке инновационного развития территорий, но, несмотря на это, единой общепризнанной методики, позволяющей позиционировать регионы относительно друг друга и определять степень их дифференциации, в научных кругах еще не сформировано. В связи с этим выделена цель исследования - на основе статистических данных, научных публикаций по исследуемой проблеме, а также изучения существующих подходов к оценке инновационного развития территорий, разработать обновленную методику для выявления степени их дифференциации, позволяющую осуществить диагностику межрегионального пространства, а также выявить перспективные направления инновационного роста на основе идентификации «узких мест» в функционировании каждого субъекта. Методы. В статье определены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на инновационное развитие территорий, а также сформирован порядок расчета интегральных показателей, позволяющих оценить уровень дифференциации социально-экономических систем. В процессе исследования использовались методы статистического и логического анализов, сравнение, табличное и графическое представление данных. Результаты. Авторская методика предполагает расчет интегрального индекса, позволяющего комплексно учесть факторы в трех анализируемых блоках: ресурсы, социальные (косвенные) условия и интенсивность инновационной деятельности. При этом диагностике в авторском подходе подвергаются не только результаты сводных показателей, но и отдельные составляющие по блокам. Указанные действия способствуют упрощению процедуры выявления перспективных направлений инновационного развития и ключевых факторов, на которые необходимо обратить особое внимание при формировании последующих дифференцированных предложений и оптимизации проблемных показателей, что может позитивно изменить социально-экономическое положение региона и существенно сократить межтерриториальные дисбалансы. Перспективы. Результаты оценки могут быть использованы региональными и федеральными органами власти для разработки и реализации стратегий инновационного развития субъектов федерации.
28-34 605
Аннотация
Инновационный путь развития России является важнейшим фактором повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики. Цель исследования - выявить ограничения дальнейшего поступательного движения уже сформированных инновационных территориальных кластеров и предложить возможные способы их устранения, а также направления активизации инновационной деятельности для остальных российских предприятий. Методы исследования - анализ инвестиционной активности экономических субъектов, диагностика проблем инновационных территориальных кластеров, разработка общего плана активизации инновационной деятельности предприятий на макро- и микроуровнях. В качестве результата исследования предлагается совместить государственное целевое финансирование и мобилизацию собственных финансовых ресурсов экономических субъектов (за счет использования ускоренной амортизации внеоборотных активов, налоговой оптимизации). В перспективе ожидаются: увеличение доли экономических субъектов, реализующих инвестиционные проекты, как следствие - повышение конкурентоспособности национальной экономики.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 

35-47 610
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению финансовых отношений и источников финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Предмет исследования: роль и место некоммерческих организаций в национальной экономике России и тенденции их развития. Тематика статьи охватывает исследование информационных материалов об экономическом положении некоммерческих организаций. Цель работы: выявить основные проблемы формирования финансовых ресурсов и направления улучшения экономической деятельности некоммерческих организаций в условиях становления инновационно ориентированной модели рыночного хозяйствования. В работе проанализирована существующая практика финансирования некоммерческих организаций в России в сравнении с зарубежным опытом. Рассматриваются накопившиеся проблемы в финансовом обеспечении некоммерческих организаций и предлагаются возможные направления его улучшения. В ходе исследования использовались общие научные методы анализа и синтеза, диалектический и системный подходы, а также методы сравнений, аналогий, экспертных оценок. В качестве важнейшей задачи развития финансовых отношений некоммерческих организаций определена разработка направлений их взаимодействия с предприятиями различных организационно-правовых форм и видовой принадлежности, юридическими и физическими лицами по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов. Обосновывается необходимость возрастания доли государственных и частных вложений, средств доноров и меценатов в финансовом обеспечении экономической деятельности некоммерческих организаций. Сформулированы выводы и рекомендации по улучшению финансирования некоммерческих организаций за счет бюджетных и внебюджетных средств в условиях макроэкономической нестабильности и ограниченности финансовых ресурсов, формируемых за счет различных источников.
48-55 359
Аннотация
В современных условиях хозяйствования для достижения стабильного экономического роста и развития государство призвано обеспечивать достаточный масштаб инвестиционной деятельности в условиях, когда одновременно реализуются сотни различных программ и проектов. При этом особую сложность, а оттого и особое значение, несут в себе так называемые мегапроекты, характеризующиеся высокими инвестиционными затратами на реализацию и оказывающие долгосрочный мультипликативный эффект на социально-экономическую сферу. В настоящее время в качестве источников финансирования проектов могут выступать как бюджетные средства, так и финансы частных инвесторов и кредиторов. При этом особенностью мегапроектов является необходимость распределения инвестиционных рисков, для чего зачастую используются схемы смешанного финансирования, когда государство принимает частичное участие в обеспечении потребностей проекта, который, в свою очередь, оказывает значительное позитивное социально-экономическое воздействие. Такой класс проектов называется мегапроектами со смешанным участием. На сегодняшний день основной проблемой при реализации мегапроектов со смешанным участием остается перерасход средств, причиной которого является недостаточная предреализационная оценка и неэффективное использование финансовых ресурсов. Это обусловливает необходимость совершенствования системы финансового контроля, призванной обеспечить достижение целей мегапроекта за счет анализа целесообразности, эффективности и законности процессов формирования и использования фондов денежных средств. При этом для данной категории проектов, ввиду наличия большого числа источников финансирования, характерно преобладание контроля внешних независимых субъектов, что позволяет максимально обеспечивать принцип транспарентности в условиях сложной конъюнктуры финансовых ресурсов. Автором рассматривается возможность создания специализированного координационного органа, призванного повысить уровень взаимодействия между интегрированными в мегапроект субъектами внешнего финансового контроля, повысить эффективность проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за счет качественного распределения функциональной ответственности между ними, а также стандартизировать информационные потоки в процессе реализации контрольной деятельности.
56-63 599
Аннотация
Формирование гибкой и динамичной системы управления банковскими рисками является одним из главнейших условий стабильного и прибыльного функционирования банков. В статье система управления рисками в коммерческом банке понимается как в широком, так и узком смысле. В широком смысле под системой управления банковскими рисками понимается следующая совокупность элементов: международные стандарты по управлению рисками и организации, их принимающие, государственное регулирование денежно-кредитных отношений, включая денежно-кредитную политику, деятельность Центрального банка, механизмы государственного надзора и регулирования за деятельностью кредитных организаций, а также иные меры, которые прямо или косвенно могут повлиять на состояние банковской системы. В узком смысле под системой управления рисками понимается система регулирования и надзора за банковской деятельностью Центрального банка на основе федеральных законов, нормативов и постановлений, а также организационные структуры и механизмы управления рисками в коммерческих банках. Формальным отличием механизма управления банковскими рисками от системы управления рисками заключается в наличии конкретного объекта и инструментария для управления. Механизм управления рисками состоит из нескольких уровней: международного, национального и внутрибанковского. Включает следующие взаимосвязанные элементы: управленческие, инструментарий механизма управления рисками, информационные, ресурсные, объект управления. В результате исследования в статье представлена структура механизма управления банковскими рисками, дана характеристика его элементов, определены главные задачи механизма управления.
64-77 430
Аннотация
В данной статье рассматривается методология управления системными рисками с учетом специфики конъюнктуры российского рынка. Среди характерных для России источников системного риска были выделены: доступ банковского сектора к ликвидности и валютные колебания в краткосрочной перспективе; финансовое заражение, финансовые пузыри и риск суверенного дефолта - в долгосрочной перспективе. Для оценки риска ликвидности использовалось отношение Hui-Heubel, характеризующее объем и глубину рынка, которое показало, что в данный момент на рынке наблюдается временный профицит ликвидности. Валютные риски тестировались с помощью метода исторической симуляции VaR, который подтвердил наблюдаемую тенденцию к стабилизации экономики. В обоих случаях для определения условной и безусловной волатильности использовался метод GARCH. Также в статье описывается методика стресс-тестирования как удобный способ исследования редко реализующихся системных рисков, таких как финансовые пузыри, финансовое заражение и суверенный дефолт. Данная работа может быть полезна для формирования персонализированных стратегий по предупреждению системных рисков как в банковской сфере, так и для любой коммерческой организации, имеющей дело с непредсказуемым финансовым рынком России.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

78-86 759
Аннотация
В статье исследуется опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по реагированию на вызовы глобализации для денежно-кредитной политики в части выбора режима и набора инструментов ее реализации. Выделяются основные вызовы глобализации для национальной денежно-кредитной политики, связанные с ограничением по ее целям, воздействием со стороны внешних кризисов и потоков трансграничного движения капиталов. Выявлена эволюция режимов денежно-кредитной политики в странах ЦВЕ, соответствующая «биполярному подходу». При этом показано, что страны с крайней формой фиксации валютного курса демонстрируют лучшие результаты в спокойные периоды и подвержены более сильному воздействию кризисов, тогда как страны с режимом инфляционного таргетирования отличаются более сглаженной динамикой макроэкономических показателей. Показана трансформация инструментария в части активного использования инструментов макропруденциальной политики странами Юго-Восточной Европы в период, предшествующий глобальному экономическому кризису и переходу на новые инструменты денежно-кредитной политики в отдельных странах (Чехия, Венгрия) в посткризисный период.
87-90 428
Аннотация
В период с 2009 г. по настоящее время в Армении значительно замедлились темпы экономического роста (рост в среднем за последние 7 лет составил 1,4% в год против 12,2% в год за предыдущие 7 лет), а ВВП в долларовом исчислении вплоть до 2015 г. включительно не удалось довести до уровня предкризисного 2008 г. Особенно тревожными оказались показатели за 2015 г., когда, казалось бы, благодаря вхождению Армении в ЕАЭС появились новые возможности для расширения экспорта, ориентированного на рынки стран Евразийской экономической интеграции. Каковы же основные причины и последствия текущей стагнации?
91-105 992
Аннотация
Одним из перспективных механизмов реализации проектов сооружения АЭС в современных условиях ограниченности государственного финансирования является государственно-частное партнерство (ГЧП). Самым зрелым в мировой атомной отрасли является опыт США по ГЧП, который имеет 50-летние традиции и реальные результаты в XXI в.: в 2008 г. здесь впервые за 30 лет стартовал проект сооружения АЭС (Вогл, 3, 4). Адаптация ГЧП для реализации новых проектов АЭС востребована как в России, так и за рубежом. Изучение американской практики ГЧП в атомной энергетике охватывает исторический экскурс, сравнительный анализ либерализованных и регулируемых рынков электроэнергии, а также исследование правовых и регуляторных стимулов, оказавших влияние на проект АЭС Вогл. Правительство на федеральном и региональном уровнях предпринимает следующие меры для организации привлекательного для всех участников партнерства: программа госгарантий по кредитам Минэнерго США, государственная система страхования ответственности владельцев АЭС в случае ядерного инцидента, разрешение владельцам АЭС включать свои инвестиции на сооружение АЭС в тарифы энергопотребителей и др. В исследовании использованы методы анализа, в том числе проблемно-хронологического и логического, и синтеза, а также кейс-стадии. По итогам исследования выделены три основополагающих элемента успешного ГЧП для проектов АЭС: гарантии возврата инвестиций, благодаря стабильному и емкому рынку сбыта электроэнергии по долгосрочно фиксированным тарифам и стабильной стоимости генерации электроэнергии на АЭС, практически не зависящей от конъюнктуры уранового рынка; твердый курс национальной политики на поддержку развития атомной энергетики, реализованный в конкретных программах поддержки; проактивный подход акционеров АЭС Вогл. В перспективе анализ опыта других стран по ГЧП в атомной отрасли (например, Финляндии, Франции, Южной Кореи) позволит создать холистическую концепцию ГЧП, на основании которой можно разрабатывать рекомендации, адаптированные под особенности конкретных проектов АЭС.
106-116 434
Аннотация

Интерес к планированию рабочей силы и прогнозированию ее основных характеристик — уровня образования, квалификации, профессии — появился во второй половине ХХ в. Прогнозы являются основой макроэкономической политики государства и выбора оптимальных направлений развития. Главную роль, по мнению авторов, в устойчивом развитии национальной экономики и ее месте на мировом рынке играет качество рабочей силы. Прогнозирование основных изменений в этом качестве составляет неотъемлемую черту управления как в развитых, так и развивающихся экономиках. При этом они решают во многом различающиеся задачи. Эти различия рассмотрены на примере прогнозирования и планирования структурных изменений в рабочей силе Индии, Великобритании и США. Авторы обосновывают выбор этих стран важностью изучения их опыта для использования в российской практике.

Проанализирована роль международных организаций в разработке методологии проведения обследований рабочей силы, охватывающих около 200 стран. На примере Индии выделена особая роль IT-компаний в развитии инновационных систем образования, которая базируется на дальновидной стимулирующей политике государства. Анализируемый в работе опыт важен для России, где сельские школы и многие регионы не имеют другой возможности повысить уровень преподавания до современных требований.

Прогнозы структуры занятости в Великобритании и США осуществляются органами государственного управления с помощью неправительственных структур: в Великобритании — Уорикским университетом, в США правительственные агентства используют для прогнозов макроэкономическую модель частной компании Data Resources, Inc.

Особое внимание в работе уделено прогнозам по профессиям и профессиональной подготовке, анализ которых позволяет увидеть их важное значение для структурных изменений в  экономике. Анализ прогноза высоковостребованных профессий в США на 2024 г. позволил авторам прийти к выводу о сложности определения ключевых показателей и методологических подходов для прогнозирования занятости и потребностей экономики в квалифицированных кадрах и в определенных профессиях. В статье предполагается, что без решения этой задачи в российской системе управления прогресс в будущем росте национальной экономики невозможен.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

117-124 650
Аннотация
Совершенствование инструментов управления рисками является одним из актуальных направлений повышения эффективности таможенного контроля. Развитие статистических методов выявления потенциальных таможенных рисков представляется наиболее перспективной областью исследований в данном контексте. Настоящее исследование направлено на формирование практических предложений по осуществлению первичной обработки методами описательной статистики сведений из деклараций на товары в целях выявления потенциальных таможенных рисков и разработки критериев риска. В статье предложен набор наиболее важных для целей исследования признаков единиц наблюдения (товаров) на основании адаптированных положений методологии таможенной статистики внешней торговли. В основу выборки, на которой апробирована предлагаемая методика, положена реальная база данных электронных копий деклараций на товары, оформленных в регионе деятельности Южного таможенного управления. Анализ выборки показал, что недостоверное декларирование таможенной стоимости является самым типовым нарушением таможенного законодательства России. Исследование описательных статистик индекса таможенной стоимости отобранных товаров позволило сделать вывод о потенциальных рисках занижения таможенной стоимости и сформулировать соответствующие критерии риска. В работе рассмотрены дополнительные вопросы, связанные с процессом анализа таможенных рисков, включающие в себя характеристику результативности контроля товаров и вычисление потенциального экономического ущерба. Предложенные направления использования методов описательной статистики могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов. Результаты первичной обработки данных могут быть положены в основу классификационных признаков, формируемых для проведения многомерного статистического анализа, направленного на разделение декларационного массива на области высокого и низкого риска.

ТЕОРИЯ ПРАВА 

125-130 701
Аннотация
Авторы на основе проведенного исследования проблем государственного администрирования современной России констатируют, что административное право не стоит ограничивать лишь двумя сферами - «управленческой» и «полицейской», хотя они, несомненно, занимают важнейшее положение в системе административного права. Административное право неизмеримо шире: оно нормативно определяет публичное администрирование во всех сферах жизнедеятельности, а именно: социально-культурной, финансово-экономической, административно-политической и иных сферах; устанавливает административный порядок и соответствующий правовой режим, за нарушение которого и предусматривается ответственность; оно исследует все, что происходит в сфере государственного администрирования. Административное право в определенных пределах и в конкретном объеме регламентирует в правовых установлениях порядок и процедуру администрирования.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 

131-139 370
Аннотация
Отечественные университеты нацелены на развитие своих программ, на повышение международной мобильности. Сотрудничество с наиболее известными англоязычными профессиональными ассоциациями (ACA, CFA, ACCA) со своими учебными материалами, экзаменами и сертификатами является важным и недооцененным. От учебников этих ассоциаций не следует ждать научной новизны, но ценен их стиль с компонентами конспектов, тестов, задач и эссе, с адаптированным и выверенным английским. Это выгодно отличает учебники ассоциаций от тяжеловесных университетских учебников или от упрощений учебников Business English. Разумна для заимствования практика множества сложных экзаменов вместо одного отечественного экзамена государственной итоговой аттестации, множество пересдач за деньги вместо трудностей традиционной мотивации студента-платника. Строгость методического обеспечения, сдача некоторых экзаменов под контролем ассоциаций также контрастируют с более мягкой практикой отечественных вузов и больше соответствуют последним годам ЕГЭ или IELTS. Третий наивысший уровень экзаменов по своей форме и требуемым навыкам полезен для российской аспирантуры и экзаменов кандидатского минимума. Важно понимать специфику подготовки к экзамену с профессиональным английским, который требует ежедневной системной усидчивости вместо традиционного для нас сессионного аврала, а также разного количества часов в зависимости от курса и входящих знаний студентов. Все указанное анализируется на основе конкретного опыта аккредитации программ, делегирования полномочий по приему части экзаменов, модификации учебных дисциплин под отечественные кейсы и нормативы, привлечения наших преподавателей как методологов и переводчиков.
140-144 1076
Аннотация
В статье рассматриваются организационные изменения и основные теоретические подходы к ним. Представлен краткий обзор двух подходов к управлению организационными изменениями. Механистический, согласно которому организация рассматривается как машина, работающая по жестким правилам; изменения планируются и проводятся «сверху»; сопротивление можно рассчитать и управлять им; тщательное планирование и система контроля, рассматривается как залог успеха изменений. Органический подход рассматривает организацию как открытую систему, которая изменяется под влиянием внешней среды; успешные нововведения основаны на понимании, принятии и участии сотрудников. Автором рассмотрены наиболее часто встречаемые на сегодняшний день организационные изменения; основные проблемы изменений, с которыми сталкиваются отечественные организации; причины, по которым организации не достигают успеха в реализации организационных изменений. Представлены различные факторы готовности организаций к изменениям, такие как организационные факторы, например, вовлеченность персонала, информированность, поддержка руководства и пр.; готовность работников к изменениям, например, возрастные особенности, род занятий, интеллектуальный статус и пр. Представлены результаты проведенного исследования Пенсионным Фондом России в 2016 г. с целью выявления уровня готовности сотрудников к организационным изменениям в связи с передачей функции администрирования страховых взносов из Пенсионного фонда в Федеральную налоговую службу. Рассмотрены методы и технологии, которые целесообразно использовать при разработке и реализации изменений в организациях, в том числе при сопротивлении персонала. Это постоянное, пошаговое информирование сотрудников; вовлечение их в процесс принятия решений; поддержка сотрудников; личные беседы; переговоры; разработка разнообразных программ вывода на пенсию; разработка компенсационных программ для уходящих; контроль психологического климата в коллективах; контроль уровня вовлеченности персонала; проведение психологических тренингов и занятий; проведение консультационных мероприятий психологического и организационного характера и пр.

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 

145-150 489
Аннотация
Парижское соглашение по климату стало дополнительным стимулом развития экологически чистой энергии. Проблема изменения климата побудила наиболее развитые индустриальные страны увеличивать долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе. В статье рассмотрен вопрос предстоящих изменений в секторе энергетики на мировом уровне и их последствий для России. На сегодняшний день сохраняется высокая зависимость российской экономики от сырьевого экспорта, что препятствует ее полноценному развитию. Угольная промышленность страны терпит значительные убытки, тогда как на мировом уровне прогнозируется снижение доли угля в энергетическом комплексе. В этой связи представляется необходимым пересмотреть планы Российской Федерации по увеличению добычи угля и строительству новых угольных электростанций на период до 2030 г. Страна обладает как природными, так и технологическими возможностями развития возобновляемых источников энергии, прежде всего, гидроэнергетики, потенциал которой в настоящее время недоиспользован. Развитие экологически чистой энергии в России представляется благоприятным для экономики, осуществимым и необходимым для выполнения взятых на международном уровне обязательств, связанных с изменением климата.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)