Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
№ 1 (2014)
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2014-0-1

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 

8-19 243
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы гармонизации законодательства по финансовым рынкам (в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования) в странах Единого экономического пространства (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация). Дан ретроспективный обзор эволюции интеграционных процессов в СНГ, приведших к образованию Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран и позволивших перейти к построению общего финансового рынка. Обозначены основные направления и проблемы гармонизации законодательства, касающиеся определения минимальных пруденциальных требований к участникам финансового рынка, вопросов лицензирования их деятельности, защиты интересов инвесторов (вкладчиков), создания наднациональных органов регулирования.
20-27 240
Аннотация
Учитывая возрастающее значение налогообложения недвижимости в странах ЕС, представляется необходимым описать сущность налогов на имущество в теории налогообложения и показать их роль в экономике. В статье исследуется роль налогов на недвижимость. Статья построена следующим образом. В первой части рассматриваются экономические и социальные последствия налогообложения недвижимости. Во второй части приведено описание систем налогообложения в странах ЕС, при этом рассматривая доходы от налогов на имущество, автор уделяет особое внимание налогам на недвижимость. Проведенный анализ позволяет сделать ряд общих выводов в отношении политики налогообложения недвижимой собственности.

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 

139-152 647
Аннотация
Экономическая наука в настоящее время не дает ответа на вопрос, тождественны термины «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность» или нет. Временной подход к оценке инвестиционного климата региона, предложенный автором статьи, четко разграничивает понятия инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата. Для оценки инвестиционной привлекательности используются инвестиционный потенциал и риск, выводы об инвестиционном климате региона делаются на основании данных о его инвестиционной привлекательности за длительный промежуток времени (более 10 лет). Таким образом, инвестиционный климат региона рассматривается как инвестиционная привлекательность в динамическом аспекте. Авторская методика, основанная на временном подходе, апробирована на трех регионах - Нижегородской области, Смоленской области и Республике Бурятия. Источниками информации служили статистические данные за 2001-2011 гг., нормативные правовые акты, новостные источники. В ходе оценки инвестиционного климата регионов выявлены негативные тенденции. Данные по Смоленской области и Республике Бурятия говорят об окончании периода «линейного роста» инвестиционной привлекательности, который наблюдался с 2002 по 2007 гг. Нижегородская область пока еще сохраняет свои позиции - у инвесторов есть надежда на небольшой рост в ближайшие годы. Тем не менее инвестиционные риски рассматриваемых регионов для всех типов инвесторов высокие, а инвестиционный климат можно охарактеризовать как слабо благоприятный. Можно предположить, что базовой функцией для описания динамики инвестиционной привлекательности (поиска тренда) является синусоида. Однако данное предположение можно проверить, обладая значениями статистических показателей за 20 и более лет.
153-166 298
Аннотация
Деятельность российских суверенных фондов находится под особым вниманием международного инвестиционного сообщества ввиду масштабности и социально-экономической значимости их инвестиций. Необходимость объективной оценки эффективности инвестирования средств суверенных фондов назрела еще с момента создания в России первого суверенного фонда. В данной статье приведены результаты анализа инвестиционных деклараций фондов, а также результаты оценки эффективности размещения средств российских суверенных фондов в рамках критерия максимизации доходности инвестиций при приемлемом уровне риска. Анализ эффективности инвестиций Стабилизационного фонда Российской Федерации, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния проводился автором с применением современных методик оценки инвестиций, таких как бенчмаркинг инвестиционного портфеля, VAR-анализ рисков. В процессе проводимой оценки автором были выявлены недостатки текущей организационной структуры управления средствами суверенных фондов, а также факторы, не позволяющие осуществлять эффективное приращение стоимости фондов. На основе полученных результатов автором был предложен ряд мер организационного и методического характера, реализация которого позволит повысить эффективность инвестирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 

28-35 264
Аннотация
Формирование и развитие в агропромышленном комплексе вертикальных интегрированных систем типа «заготовки сельскохозяйственной продукции - переработка - реализация» требуют соответствующей методической базы для оценки эффективности их функционирования как с точки зрения предприятий-участников, так и с учетом потребностей принятия управленческих решений. В статье обобщены теоретико-методологические подходы к оценке экономической эффективности вертикальных интегрированных систем, дана характеристика критериев, показателей экономической эффективности, предложен методический инструментарий ее оценивания. Системную совокупность показателей оценки экономической эффективности функционирования интегрированных систем рекомендовано формировать по частным (по направлениям: необходимость количественного или качественного выражения, эффективность использования ресурсов, формирование синергетического эффекта) и системным показателям (по направлениям: распространение оценки в масштабах уровневой интеграции,составляющие организации эффективного функционирования вертикальной интегрированной системы,вид интегральных показателей эффективности, направления сбалансированной системной оценки эффективности).
36-47 225
Аннотация
В статье проанализированы процессы развития автодорожной инфраструктуры, являющейся инструментом формирования межрегиональной экономической интеграции. Значимость исследования указанных вопросов заключается в том, что автодорожные инфраструктурные объекты способствуют созданию единого экономического пространства как федеральных округов, так и страны в целом. Актуальность обозначенной темы обусловлена необходимостью преодоления фрагментарности в развитии национальной экономики и повышения в ней эффективности воспроизводственных процессов. Исследования авторов позволили выделить среди всех видов инфраструктуры межрегионального взаимодействия особую роль и значение транспортно-коммуникационной инфраструктуры, и в первую очередь автомобильного транспорта, поскольку он является основным средством развития хозяйственных связей и производственно-сбытовой кооперации. Кроме того, с развитием автотранспорта как вида экономической деятельности, обеспечивающего пассажирские и грузовые перевозки как внутри региона, так и на межрегиональных маршрутах, непосредственно связано повышение качества и уровня жизни населения. В ходе исследования установлена устойчивая корреляционная зависимость между плотностью автомобильных дорог и валовым региональным продуктом на душу населения, а развитие сети автодорог в значительной мере обеспечивает рост социально-экономических показателей региона. Дальнейшие расчеты показали, что полученные прогнозные величины плотности автомобильных дорог по регионам, которые необходимы для достижения заданных стратегиями развития регионов показателей валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, в значительной степени превышают величины плотности дорог, предусмотренных федеральными директивными документами по модернизации и развитию автомобильных дорог. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что необходим пересмотр государственной политики в области дорожного строительства в сторону увеличения его нормативного финансирования в зависимости от ожидаемого уровня социально-экономического развития территории.
48-63 298
Аннотация
В 1970-х гг. XX в. многие известные экономисты и экологи всерьез задумались о пределах экономического роста и противопоставлении концепциям экономического роста концепции устойчивого гармоничного развития экономики, в котором направление инвестиций, ориентация научно-технической революции (НТР), эксплуатация природных ресурсов согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей. Между тем обходят вниманием тот факт, что еще в 30-х гг. XX в. в США был предпринят небывалый эксперимент по проведению в жизнь политики «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта. «Новый курс», с одной стороны, замедлил темпы оживления экономики и экономического роста в США, с другой - привел к снижению социальной дифференциации, увеличению доли среднего класса, способствовал устойчивому развитию экономики страны. Социальная сфера России во многом является пережитком старой, социалистической системы - системы огосударствления. Существующая в стране социальная система является мощным барьером на пути экономического развития страны. Поэтому нам особенно интересен опыт США.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 

64-73 274
Аннотация
В условиях ухудшения экономической ситуации в России в 2013-2014 гг., проявившегося прежде всего в падении промышленного производства и объема инвестиций, становятся актуальными научные исследования по широкому кругу проблем, связанных с проводимой в стране экономической политикой. Финансовая политика является наиболее активным направлением экономической политики, поэтому чрезвычайно велик интерес к ней и экспертов, и практиков. На основе исследования теории и критического анализа практики в статье показан ряд противоречий между декларируемыми целями финансовой политики и реальной ситуацией. Предложено принять меры к ограничению роста розничного кредитования. Сделан вывод о том, что налоговая политика требует реформирования, предлагаемый Правительством Российской Федерации налоговый маневр не соответствует глобальным вызовам. Так, например, модернизации следует подвергнуть НДС с его проблемами неуправляемых возмещений и налог на доходы физических лиц в части назревшего перехода на прогрессивную шкалу налогообложения. В заключение отмечено, что еще не исчерпаны все возможности финансовой политики по созданию в России новой модели экономического роста, однако не следует ожидать быстрых чудодейственных решений - предстоит долгая кропотливая работа по обеспечению финансовой стабильности как основы экономического развития.
74-81 639
Аннотация
В российской финансовой литературе нет единства взглядов на понятийный аппарат. Понятие финансов, которое сформировалось в российской финансовой науке, возникло в начале XX в. под влиянием идей марксизма. Сегодня большая часть учебной литературы продолжает ориентироваться на этот подход, хотя в последние годы в научной литературе есть движение, свидетельствующее о желании научного сообщества изменить устоявшиеся взгляды. Это связано и с тем, что часть понятийного аппарата не соответствует его аналогам, общепринятым в мировой финансовой теории. В статье доказывается необходимость уточнения понятийного аппарата в теории финансов с точки зрения его унификации и с учетом определений, даваемых в зарубежных источниках, в частности само определение финансов. В статье рассматриваются различные точки зрения на понятие финансов и их функции, дается авторский взгляд. Автор считает, что финансовая наука в России должна развиваться с учетом мировых тенденций, факторов финансовой глобализации, которые относятся и к науке.
82-91 234
Аннотация
В условиях нестабильности финансовых рынков, усиления конкуренции в банковском секторе, в том числе со стороны международных финансовых институтов, усложнения операций и одновременно доступа банков к инструментам хеджирования рисков задача выстраивания банками системы риск-менеджмента становится приоритетной. Банковская деятельность неотделима от принятия рисков. Поэтому основной задачей менеджмента кредитного учреждения является определение и поддержание оптимального соотношения между параметрами риск-доходность. Несмотря на благоприятную в целом ситуацию для развития банковского сектора России в последние годы, анализ основных показателей, характеризующих уровень подверженности рискам, показывает достаточно напряженную картину. Основные риски по-прежнему сконцентрированы в сфере проведения коммерческими банками кредитных операций. Для обеспечения стабильности банковского сектора важно не только грамотное управление рисками со стороны самих кредитных учреждений, но и эффективное регулирование рисков на законодательном и нормативном уровне, которое задает «правила игры» коммерческим банкам. В настоящей работе рассматривается история вопроса, анализируются новации в области законодательного регулирования банковских рисков в России. Автор выделяет основные проблемы регулирования рисков банковского сектора и предлагает наиболее актуальные, по его оценке, направления реформирования системы регулирования рисков.
92-99 232
Аннотация
В статье рассмотрен ряд аспектов финансов как недостаточно разработанной в современной научной литературе и достаточно сложной экономической категории. По мнению автора, целостное представление о финансах во многом связано с исследованием генетического и функционального аспектов финансов, их единства и взаимодействия. Автором предпринята попытка рассмотрения финансов с генетической точки зрения. Финансы как экономическая категория рассматриваются с разных сторон: как объект и субъект использования (потребления), с точки зрения их природы, их роли как субъекта в общественном воспроизводстве, а также их функционального назначения. Финансы, выступая в качестве синтетической экономической категории, связаны с определенными стадиями процесса воспроизводства на всех уровнях экономики, представляют собой совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов, а также нефондовых форм аккумуляции в процессе образования, распределения, перераспределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода государства.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

100-109 230
Аннотация
Рассмотрены теоретические и практические аспекты системы казначейского обслуживания местных бюджетов, определена роль органов казначейства в оперативном управлении местными финансами. Исследованы текущие проблемы казначейского исполнения местных бюджетов по расходам и систематизированы основные дерегулирующие факторы влияния на процедуру кассового исполнения бюджетов. Предложены пути совершенствования управления бюджетными средствами на местном уровне: совершенствование нормативно-законодательного и программного обеспечения участников бюджетного процесса; улучшение системы обмена информацией между органами Государственного казначейства, распорядителями бюджетных средств и оперативными финансовыми органами; замена и модернизация устаревших операционных систем и технологической инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения органов Государственного комитета связи Украины (ГКСУ), усиление и расширение методов контроля сметными доходами и расходами распорядителей и получателей бюджетных средств.
110-121 300
Аннотация
Современный банковский кризис в казахстанской экономике является частью общего глобального финансового кризиса. Проблемы с ликвидностью, возникшие у казахстанских банков второго уровня, во многом обязаны изменению ситуации на мировых финансовых рынках, уменьшению доступности свободных финансовых ресурсов. Однако истоки казахстанского банковского кризиса следует искать не только в существенной вовлеченности банковской системы в мировые финансовые рынки, но и в тех серьезных структурных деформациях, которые она претерпела за последние несколько лет. Работа является результатом исследований, которые проводились авторами в 2009-2013 гг. на практических материалах отечественных и зарубежных организаций. В статье предложен и исследован на практике способ эффективного выхода и предотвращения мирового банковского кризиса, а также управленческих решений. Оценка и прогнозы, предложенные в статье, могут быть использованы крупными финансовыми организациями, аналитическими структурами, коммерческими банками. Использование элементов предложенной методики особенно важно для аналитической работы со сложными проектами и т.д.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 

122-128 237
Аннотация
Развитие интеграционных процессов в Таможенном союзе (ТС) Республики Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации на современном этапе требует модернизации таможенного администрирования с учетом передовой правоприменительной практики и стандартов Всемирной таможенной организации. Правовой институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) в настоящее время является предметом исследования и изучения отечественных и зарубежных ученых, что связано с необходимостью совершенствования таможенного регулирования на основе применения современных механизмов и технологий, сопряженных с организацией эффективного таможенного контроля и безопасной цепи поставки товаров. Рассматриваемый институт основывается на вводимой модели предоставления таможней специальных упрощений (таможенных преимуществ) в обмен на соблюдение экономическим оператором особых требований и условий, установленных таможенным законодательством. С учетом предстоящей трансформации Таможенного союза в Евразийский экономический союз к 2015 г. институт УЭО наполняется особым содержанием и требует дальнейшего изучения. Для получения максимально объективных данных об исследуемом предмете авторы основывали свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, применялись частно-научные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, системного анализа и др. С целью создания оптимального баланса прав и обязанностей добросовестных участников ВЭД и государства в лице таможенных органов таможенное администрирование в области таможенного дела нуждается в постоянном совершенствовании. Авторы статьи, исследуя институт УЭО, приходят к выводу о необходимости дальнейшего его развития посредством совершенствования специального статуса УЭО в части совершенствования административно-правых полномочий. Такой вывод основывается не только на анализе проблемных вопросов в связи с присвоением административно-правового статуса УЭО и последующей деятельностью экономического оператора, но и национальных программ УЭО, реализуемых зарубежными таможенными администрациями. Предложенная авторами характеристика правового института УЭО имеет несомненную теоретическую и практическую значимость, так как вноситсущественный вклад в теорию административного права,таможенного права и практикугосударственного управления.

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ 

129-138 1126
Аннотация
Российскому страховому рынку необходимы качественные, количественные и структурные изменения. Решение задач развития финансовых рынков России, определенных в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»** Минэкономразвития России, требует радикального совершенствования отечественной страховой системы. Данная статья является результатом исследования, выполненного автором по теме «Регулирование рынка страховых услуг» (заказ Правительства РФ Финансовому университету в рамках бюджетного финансирования), с использованием фундаментальных и прикладных работ российских и зарубежных специалистов. Базируется на статистических данных российского страхового рынка, нормативных документах, данных страхового надзора, Минэкономразвития, МЧС, Федеральной службы государственной статистики, зарубежных источниках. Работа проведена с помощью методов системного анализа. В статье дана оценка текущего состояния отечественного страхового рынка, выявлены основные задачи для достижения целей Стратегии развития страхового рынка до 2020 г.: нерешенные проблемы страхования жизни, создание мегарегулятора, проблемы интеграции российского страхового рынка в мировое экономическое пространство. В статье выявлены диспропорции российского страхового рынка, комплекс проблем взаимодействия с потребителями страховых услуг, системные проблемы страховых компаний, инфраструктуры. Материалы работы могут быть использованы российскими государственными органами страхового надзора, корпоративным сектором и аналитическими компаниями при формировании стратегии и тактики страховых компаний для повышения конкурентоспособности в условиях реорганизации национального страхового рынка.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)