Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 24, № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-6

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

6-18 4867
Аннотация

Автор рассматривает влияние монетарной и фискальной политики на преодоление шоков в российской экономике, вызванных пандемией коронавируса. Цель исследования — дать экономическую оценку монетарных и фискальных мер, предпринимаемых Центральным банком и Правительством Российской федерации для преодоления последствий кризиса COVID-19. Использованы такие методы, как контент-анализ, бенчмаркинг, логический анализ. Исследование охватывает период март — июль 2020 г. и основано на анализе данных международных организаций, аналитических центров, средств массовой информации, официальных источников данных Правительства России и ЦБ РФ. Сделан обзор литературы и анализ модели Манделла-Флеминга для понимания монетарной политики стран в ее увязке с налогово-бюджетной политикой. Проанализированы денежно-кредитные и фискальные меры в ответ на кризис COVID-19, предпринимаемые в России и в других странах. Дана оценка шоков COVID-19 и соответствующих макроэкономических мер для их устранения. Сделан вывод, что в условиях, когда большая часть экономической деятельности запрещена, более низкие процентные ставки не могут стимулировать ее в краткосрочной перспективе. Меры по упрощению регулирования, направленные на поддержание ликвидности в экономике, являются более заметными, поскольку финансовые институты часто испытывают проблемы. В ходе анализа рассмотрены теоретические основы монетарной политики и ее связь с фискальной, а также приведен ряд стилизованных фактов ее реализации в России в период коронавируса. Это может стать основой для дальнейших эмпирических исследований и разработки практических рекомендаций в сфере денежно-кредитной и фискальной политики в Российской Федерации.

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

19-37 804
Аннотация

Авторы анализируют тенденции и закономерности воспроизводства инвестиционного потенциала институциональных секторов, что является актуальным для обеспечения экономической и финансовой безопасности территориальных систем. Основная цель исследования — проектирование сценарной модели воспроизводства инвестиционного потенциала институциональных секторов на региональном уровне, позволяющей формировать системы возможных прогнозных сценариев его воспроизводства и выбирать из них оптимальный для достижения позитивной динамики социально-экономического развития регионов. При проектировании сценарной модели авторы использовали статистические методы сбора и обработки данных, регрессионный анализ по методу наименьших квадратов и ARIMA-прогнозирование. Разработан алгоритм формирования сценарной модели воспроизводства инвестиционного потенциала институциональных секторов в региональных системах. Спроектирована балансовая модель движения финансовых ресурсов между ними по различным инвестиционным инструментам. Проведен анализ закономерностей воспроизводства их инвестиционного потенциала. Осуществлен эконометрический анализ процессов движения финансовых ресурсов между секторами с учетом воздействующих на них факторов и сформированы базовые сценарии воспроизводства их инвестиционного потенциала. Выявлена устойчивая тенденция оттока аккумулированных банковским сектором инвестиционных ресурсов институциональных секторов за рубеж в периоды экономических спадов и развития финансово-экономических кризисов. В результате исследования сформирована модель, позволяющая определить наиболее вероятные прогнозные сценарии воспроизводства инвестиционного потенциала институциональных секторов: инерционный, крайне негативный (пессимистичный) и наиболее благоприятный (оптимистичный). Авторы делают вывод, что рост волатильности на финансовых рынках, ослабление отечественной валюты, усиление негативных тенденций в развитии экономики существенно повышают вероятность реализации пессимистичного сценария. Для недопущения этого Центральный банк РФ, по мнению авторов, должен изменить свою политику в области регулирования финансово-экономической деятельности банковского сектора, а именно: ограничить спекулятивную деятельность кредитных учреждений, способствующую выводу финансовых ресурсов из отечественной экономики, и оказать поддержку инвестиционным программам развития предприятий реального сектора экономики. Перспектива дальнейших исследований заключается в построении системы механизмов для перехода к реализации оптимального сценария воспроизводства инвестиционного потенциала институциональных секторов, обеспечивающего восстановление и прогрессивное социально-экономическое развитие территориальных систем.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

38-50 869
Аннотация

Микрофинансирование является одним из способов борьбы с бедностью, в связи с чем имеет высокую социальную значимость. Сфера микрофинансирования в России активно развивается. Но вовлеченность ми-крофинансовых организаций (МФО) в незаконные финансовые операции, связанные с мошенничеством, деятельностью нелегальных кредиторов, легализацией доходов, полученных преступным путем, существенно ограничивают их потенциал и негативно влияют на динамику развития. Цель исследования состоит в изучении возможностей автоматизации процесса выявления недобросовестных участников рынка микрофинансирования на основе методов и алгоритмов машинного обучения для оперативного выявления и пресечения противоправной деятельности контролирующими органами. Автор приводит распространенные мошеннические схемы с участием микрофинансовых организаций, в том числе схему обналичивания материнского капитала, мошенническую схему кредитования под залог недвижимости. Проведен сравнительный анализ результатов, полученных методами классификации — методом логистической регрессии, деревьев решений (алгоритмы двухклассовый лес решений, Adaboost), методом опорных векторов (алгоритм двухклассовая машина опорных векторов), нейросетевыми методами (алгоритм двухклассовой нейронной сети), Байесовскими сетями (алгоритм двухклассовой сети Байеса). Наиболее точные результаты показала двухклассовая машина опорных векторов. Анализ проведен на основе данных о микрофинансовых организациях, публикуемых Банком России, самими МФО, порталом banki.ru. Автор делает вывод о том, что приведенные результаты исследования могут быть использованы Банком России и Росфинмониторингом для автоматизации выявления недобросовестных микрофинансовых организаций.

51-60 1442
Аннотация

Авторы исследуют риски компьютерных атак на автоматизированные банковские системы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра подходов к оценке рисков, в основе которых лежат технические составляющие банковских бизнес-процессов и последствия кибератак, направленных на банковские автоматизированные системы в кредитных организациях. Цель исследования состоит в описании разработанных методов оценки киберриска в коммерческом банке и предложении одного из вариантов оценки рисков нарушения информационной безопасности в технологиях электронного банкинга. Методология статьи включает анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, теоретико-вероятностный метод расчета, компьютерное программирование и графическую интерпретацию информации. Проанализирован операционный риск коммерческого банка для разработки компонентов системы операционного риск-менеджмента в условиях развития технологий электронного банкинга. Разработана компьютерная программа для количественной оценки вероятности риска воздействия кибератак на технологии электронного банкинга (с использованием Borland Delphi). Формализована вероятностная модель определения наиболее уязвимого сегмента техник риск-менеджмента, используемых структурами по обеспечению информационной безопасности. Сделан вывод о возможности разработки программного комплекса на основании математической модели, позволяющей сократить количество проверок факторов риска в несколько раз. Результаты исследования могут быть применены для дальнейших практических разработок риск-подразделений кредитных организаций, использующих технологии электронного банкинга.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

61-81 1354
Аннотация

развивающимися рынками. Предметом исследования является монетарная политика Центрального банка Республики Армения с точки зрения ее участия в решении налогово-бюджетных задач. Цель исследования — анализ и оценка фискального доминирования в макроэкономическом регулировании Армении. Методологической базой исследования стал обзор теоретических и практических моделей фискального доминирования, известных в научной литературе, а также апробация наиболее оптимальных из них на примере экономики Армении. В результате исследования сделан вывод, что в приоритете макроэкономического регулирования стоят задачи налогово-бюджетной политики, и монетарная политика направлена на решение фискальных проблем.

82-91 1909
Аннотация

Согласно положению Банка России от 28.06.2017 № 590-П российские банки осуществляют оценку кредитного риска и формирование резервов на покрытие понесенных потерь. В то же время с 01.01.2018 кредитные организации обязаны формировать резервы на покрытие ожидаемых потерь в соответствии с международными стандартами [МСФО (IFRS) 9]. Представляется актуальным осмысление такой новации в связи с отсутствием общепринятой методологии оценки риска и важностью оптимизации расходов на резервирование ссудной задолженности. Цель исследования — совершенствование методологии оценки кредитного риска для формирования резервов на возможные потери по ссудам на основе ожидаемых потерь. Использованы такие методы, как системный и логический анализ и синтез, приемы высших финансовых вычислений, балансовый метод, метод финансовых коэффициентов. При оценке вероятности дефолта заемщиков, ожидаемых кредитных убытков и резервов на возможные потери по ссудам применены актуарные, рыночные, статистические и эконометрические методы. На основе выборочных данных российского банка за 2012-2019 гг. разработана регрессионная модель, устанавливающая зависимость между финансовыми коэффициентами и наличием дефолта корпоративных заемщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, проведена проверка значимости финансовых коэффициентов модели. В соответствии с балльной оценкой заемщики разделены на рейтинговые группы. Вероятность дефолта рассчитана как отношение числа дефолтов к количеству заемщиков по группам. Средний уровень потерь при дефолте по каждой группе определен на основе показателя «взыскание/долг» в исследуемом банке. Расчет балльной оценки по конкретному заемщику позволяет отнести его к определенной рейтинговой группе, рассчитать вероятность дефолта и уровень потерь при дефолте. Рассчитанные ожидаемые потери могут быть использованы для определения резерва на возможные потери по ссудам. Автор делает вывод, что данная методика позволяет оценить риски и принять решение о целесообразности кредитования заемщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей. Подход на основе ожидаемых кредитных убытков позволит более обоснованно формировать резервы, что соответствует выводам других авторов. Применение данной методики в конкретном банке требует учета особенностей состава и структуры кредитного портфеля. Необходим анализ влияния метода ожидаемых кредитных убытков на рентабельность банков.

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ

92-107 819
Аннотация

Меры риска искажения в последние годы широко используют в финансовых и страховых приложениях, благодаря их привлекательным свойствам. Цель работы — исследовать вопрос принадлежности мер риска «VaR в степени t», введенных в научный оборот автором к классу мер риска искажения, а также описать соответствующие функции искажения. Автор вводит новый класс мер риска «ES в степени t» и исследует вопрос о его принадлежности к классу мер риска искажения, а также описывает соответствующие функции искажения. Использован композитный метод для построения новых функций искажения и соответствующих мер риска искажения для доказательства принадлежности мер риска «VaR в степени t» и «ES в степени t» к классу мер риска искажения. Представлены примеры для иллюстрации соответствующих понятий и результатов, проявляющих важность мер риска «VaR в степени t» и «ES в степени t» как подмножеств мер риска искажения, позволяющих выявлять финансовые риски различной степени катастрофичности. Автор делает вывод, что меры риска «VaR в степени t» и «ES в степени t» могут быть использованы в практике риск-менеджмента компаний при оценке маловероятных рисков высокой катастрофичности.

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

108-122 1011
Аннотация

Цель исследования — анализ влияния налоговой и тарифной политики на финансовую сбалансированность обязательной системы пенсионного страхования в России, а также обоснование предложений по ее финансовой стабилизации. Подробно проанализированы последствия применения при формировании тарифов на пенсионное обеспечение регрессии по уровню оплаты труда. Методологической основой данного исследования стали экономические, статистические и эмпирические методы, анализ и синтез, абстрагирование, системно-структурный подход. Проанализировано влияние практики использования льготных тарифов для отдельных видов экономической деятельности и применения упрощенных налоговых систем для организаций на доходы ПФР. Рассчитан объем выпадающих доходов системы обязательного пенсионного страхования, возникающий в результате использования регрессии и налоговых льгот при начислении страховых платежей в бюджет Пенсионного фонда России. Дана оценка финансовых последствий проведения валоризации пенсий советского периода и применяемой в российской практике политики индексаций пенсий, в результате которых резко возросли расходы ПФР. Сделаны выводы, что действующий порядок определения процентов отчислений страховых взносов в ПФР, предусматривающий большое количество льгот, не соответствует общепринятой мировой практике и создает основные риски для финансового баланса пенсионной системы. Это может стать причиной роста уровня бедности среди лиц старшего поколения. Повышение пенсионного возраста не решило проблемы сбалансированности пенсионной системы, а, наоборот, обострило ее. Регрессия при уплате страховых взносов обусловила парадоксальную ситуацию в России, когда в результате роста размера заработной платы сокращался объем доходов ПФР, что связано с прекаризацией заработной платы, стремлением бизнеса к минимизации суммы уплаты налогов. Перспектива дальнейших исследований заключается в изучении условий финансовой стабилизации обязательного пенсионного страхования в период кризиса российской экономики. Проведенный авторами анализ показал, что существует необходимость создания независимого актуарного центра по установлению тарифов на отчисления в ПФР, а также перераспределения сфер ответственности между ПФР и Минфином России.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

123-139 2898
Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию процесса осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля. Цель исследования — показать организацию и этапы (алгоритм) осуществления внутреннего государственного финансового контроля, выявить проблемные вопросы и возможные пути их решения. Актуальность исследования определяет современное развитие финансового контроля, направленное на использование процессов автоматизации и цифровизации. Научная новизна заключается в систематизации проблем в области финансового контроля и в поиске новых путей их решения. Автор использует такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, метод научной абстракции, метод логического мышления, диалектический метод познания и метод наблюдения. В результате описан алгоритм осуществления Казначейством России внутреннего государственного финансового контроля, выявлены проблемы (слабые места) в осуществлении процедур, связанных с планированием, проведением и реализацией контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, а также возможные пути их решения. Автор указывает на необходимость пересмотра процедур осуществления внутреннего государственного финансового контроля и внедрения новых форм контроля при существующих методах финансового контроля. Предложена новая форма финансового контроля в виде автоматизированного дистанционного финансового мониторинга, сущность которого заключается в предупреждении о недопустимости совершения нарушений в финансово-бюджетной сфере. Автор пришел к выводу, что для автоматизации и цифровизации внутреннего государственного финансового контроля необходимо создать единую информационную базу, включающую систематизированную информацию по заданным государством критериям. Это позволит проводить более глубокий экономический анализ использования бюджетных средств, выделяемых государством на определенные цели, на стадиях предварительного и последующего контроля, что приведет к совершенствованию и повышению эффективности финансового контроля, позволит экономить время и трудозатраты при проведении контрольных мероприятий. В качестве рекомендаций автором обращено внимание на необходимость совершенствования нормативноправовой базы, регулирующей осуществление финансового контроля, в том числе внутреннего государственного финансового контроля, Казначейством России.

ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

140-160 2034
Аннотация

Статья посвящена решению проблем интерпретации, классификации и функционирования стейблкойнов на финансовом рынке. Цель исследования — раскрытие экономической природы и выявление характерных особенностей различных видов стейблкойнов. Автор использовал следующие методы: системно-функциональный, системно-структурный, статистического анализа и синтеза. Проведен анализ различных подходов к интерпретации стейблкойнов и их регулированию в развитых странах; предложена авторская интерпретация и классификация стейблкойнов с учетом их экономических особенностей; проанализированы основные показатели использования стейблкойнов и определены потенциальные выгоды и риски их применения в платежных целях. Сделаны выводы, что стейблкойны следует интерпретировать в качестве новой гибридной разновидности цифровых финансовых активов. Они не являются однородными и могут обладать различными экономико-правовыми характеристиками. Большинство стейблкойнов выпускаются четко идентифицированными эмитентами на основе блокчейна в форме обращающихся цифровых обязательств или депозитарных расписок, которые могут использоваться в качестве средства обмена, сбережения и платежа. Основными экономико-функциональными критериями классификации стейбл-койнов являются: форма обеспечения, категория пользователей и масштаб обращения. Как показало исследование, в настоящее время наиболее широко используемыми являются централизованные стейблкойны, обеспеченные фи-атными валютами и золотом, применяемые для совершения биржевых обменных операций и розничных платежей. Локальные стейблкойны преимущественно используются в качестве средства сохранения стоимости и средства обмена. Их широкое применение может значительно повлиять на развитие рынка криптоактивов за счет повышения его ликвидности и стимулирования развития более стабильных форм цифровых финансовых активов. Глобальные стейблкойны могут получить широкое использование в качестве трансграничного средства платежа. Они способны повысить скорость трансграничных расчетов и снизить их себестоимость, а также обеспечить более широкий уровень финансовой доступности пользователям без банковских счетов. Тем не менее для реализации потенциальных преимуществ использования стейблкойнов необходимо решить правовые, нормативные и надзорные проблемы, связанные с национальным и трансграничным обращением стейблкойнов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

161-173 1997
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена растущим влиянием внешних факторов на структуру трансграничных потоков капитала, связанных с Россией. Цель исследования — выявить основные изменения во внутренней и географической структуре международного движения капитала в России, проследить их связь с государственной экономической политикой и сформулировать практические предложения по совершенствованию внутренней и географической структуры международного движения капитала в России. Автор применяет статистические методы, связанные с расчетом отдельных показателей и анализом статистических данных, изучением международного опыта. На основании анализа рассчитанной структуры потоков и запасов иностранных инвестиций за 2007-2019 гг. показано, что внутренняя структура характеризовалась ростом значимости прямых инвестиций в составе пассивов и снижением роли резервных активов в составе активов. В географической структуре прямых инвестиций продолжают преобладать офшорные и связанные с ними юрисдикции, тогда как в структуре резервных активов произошел сдвиг от США к азиатским странам (Китай и Япония). Анализ международного опыта свидетельствует о разработке новых подходов к регулированию международного движения капитала, в том числе мерами макропруденциальной политики. Сделан вывод о неэффективности проводимой экономической политики в регулировании внутренней и географической структуры трансграничных потоков капитала в России и о преобладании воздействия административных мер внешних по отношению к России игроков. Для совершенствования структуры международного движения капитала в России автор предлагает: использовать отдельные валютные ограничения, меры макропру-денциальной политики, политики деофшоризации, а также целевого страхования внешних рисков для российских инвесторов.

174-186 1367
Аннотация

Автор исследует долгосрочные изменения экономического неравенства в мировой экономике. Цель работы — актуализация, анализ и систематизация долгосрочных причин изменения экономического неравенства в мировой экономике и выявление страновых особенностей его развития. Использованы методы: анализа и синтеза, систематизации, классификации и категоризации информации из различных научных и статистических источников и баз данных. Для иллюстрации трендов изменения экономического неравенства автор использует показатель доли национального дохода у различных групп населения. В результате исследования выявлена циклическая природа развития экономического неравенства в соответствии с инновационными волнами Кондратьева продолжительностью 50-60 лет. На основании анализа данных об экономическом неравенстве за период 1900-2018 г. сделан вывод, что приоритетным фактором изменения экономического неравенства является технологический прогресс, который в комплексе со страновыми особенностями финансового механизма перераспределения доходов и богатства и различными режимами международной кооперации и торговли оказывает влияние на изменение межстранового и внутристранового экономического неравенства. Понимание природы изменения неравенства позволит разрабатывать эффективные долгосрочные стратегии экономического развития и проводить соответствующую им государственную политику регулирования в условиях ускорения цифровизации и роботизации мировой экономики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)