Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 21, № 3 (2017)
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-3

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ

6-24 246
Аннотация
В статье представлена позиция экспертов Финансового университета по вопросам, изложенным в Стратегии развития России на период 2018-2024 гг. «Создавая будущее: люди, технологии, государство». Эта программа подготовлена Центром стратегических разработок. Эксперты Финансового университета разделяют точку зрения авторов Стратегии в том, что повышение производительности труда, внедрение новых технологий, модернизация существующих и открытие новых передовых производств в совокупности с инвестициями в человеческий капитал при эффективном управлении со стороны государства являются драйверами современной экономики. Вместе с тем в статье обращается внимание и на ряд недостатков и противоречий в представленной Стратегии.
25-44 204
Аннотация
На совещании у Президента по экономическим вопросам 30 мая 2017 г. было представлено две программы социально-экономического развития России. Программа Центра стратегических разработок (ЦСР) разработана в русле традиционного подхода к управлению экономикой России, реализуемого в течение последних 17 лет. Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 г. «Стратегия Роста», разработанная по поручению Президента от 14.07.2016 № Пр-1347, по инициативе Столыпинского клуба, отражает новый взгляд на экономическую политику России, заключающийся в реализации опыта стран «экономического чуда» и тиражировании успешного опыта отдельных отраслей и регионов России, что подразумевает более активное задействование механизмов стимулирования экономического роста, доступных государству. В настоящее время идет активное обсуждение указанных программ, и вопрос «Какой подход будет реализован?» остается открытым. В статье представлена таблица - сравнение ключевых тезисов двух программ. Программа ЦСР, разработанная под руководством А. Л. Кудрина, на широкое обсуждение не представлена, поэтому ее анализ проводился на основе публичных заявлений А. Л. Кудрина, а также отдельных презентационных материалах (выступление А. Л. Кудрина на Гайдаровском форуме 2017 г., на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2017 г. и на совещании у Президента 30.05.2017). В поручении по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 05.12.2016 № Пр-2346, п. 1б) Президентом была поставлена задача «достижения не позднее 2019-2020 гг. темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики». Чтобы приступить к реализации экономической политики уже в 2018 г., решение о том, какая из программ будет реализована, необходимо уже сейчас.
45-49 341
Аннотация
В статье (аналитической записке) рассматривается доклад Центра стратегических разработок (ЦСР) «Стратегия 2018-2024», представленный А. Л. Кудриным на совещании у Президента РФ 30 мая 2017 г. Проводится анализ ключевых факторов роста, которые предлагается задействовать в среднесрочной и долгосрочной перспективе для решения задачи по повышению темпов экономического роста выше среднемировых, а также мер экономической политики, направленных на активизацию факторов роста. Проводится оценка согласованности отдельных целевых ориентиров стратегии.
50-56 232
Аннотация
В статье проанализированы цели Минфина России на среднесрочную перспективу, реализация которых должна обеспечить переход экономики в равновесное состояние с устойчивой и предсказуемой макроэкономической средой. Одним из инструментов реализации целей являются бюджетные правила, поэтому в статье изложены требования и современные подходы к их трансформации. В рамках характеристики ключевых задач в области администрирования доходов бюджетов рассмотрена роль информационных технологий в повышении уровня собираемости налогов и других платежей в бюджетную систему. Для повышения операционной эффективности бюджета необходимо решить задачи интеграции бюджетного и закупочного процессов, расширения применения казначейского сопровождения государственных контрактов, развития системы государственного финансового контроля. В статье определены условия функционирования финансовой системы как механизма трансформации сбережений в инвестиции.
57-60 223
Аннотация
В статье анализируется cистемный подход, основанный на признании необходимости определения стратегических ориентиров устойчивого роста экономики и обеспечения национальной и экономической безопасности страны, что позволяет сконструировать целостную систему формирования национальных приоритетов, способных обеспечить динамичный качественный экономический рост. Авторами предложены основные направления реализации концепции формирования экономической стратегии устойчивого роста, которая может быть использована в реальной социально-экономической практике в современных условиях.
61-74 176
Аннотация
Предметом исследования стал ресурсный подход к организации экономического роста - теоретические аспекты модели роста экономики. Ростовая динамика обычно сменяет рецессию, а выход экономики из рецессии требует обоснования мероприятий правительственной политики, способствующих не только преодолению кризиса, но и выводу экономики на траекторию устойчивого роста заданного темпа. Исследование касается оценки моделей агрегатного типа в рамках применяемого ресурсно-факторного подхода, а также влияния инвестиций и потребительских расходов на темп экономического роста на теоретическом (модельном) и эмпирическом уровне анализа. Современный уровень технологичности и вид «технологической функции» обеспечивают не только способность роста экономики в текущем режиме, но и долгосрочные перспективы роста. Технологический выбор предопределяет экстенсивный или интенсивный тип экономического роста. Определено, как связаны скорости создания нового и отвлечения имеющегося ресурса для обеспечения роста. Чем интенсивнее идет отвлечение ресурса от имеющихся возможностей либо заимствование, а также чем выше процентная ставка, тем ниже возможности по созданию нового ресурса и скромны возможности роста за счет освоения нового ресурса. Показано, что изменение технологического уровня для роста экономической системы требует большего изменения потребительских расходов. Относительно экономической политики стимулирования инвестиций в России показано, что на первой фазе выхода из рецессии потребуется не столько наращение величины инвестиций, сколько стимулирование совокупного потребления и восстановление уровня доходов граждан. Поэтому кризис потребления требует элиминации. А с учетом того, что компонента валового потребления занимает самую большую долю в структуре ВВП РФ, стимулирование потребления через смягчение денежно-кредитной и бюджетной политики с мерами противодействия инфляции на уровне роста затрат и экономической структуры (регулирование естественных монополий) позволит сложить первую фазу политики экономического роста в России. Экономический рост России перед кризисом 2015 г. происходил не за счет инвестиций, а за счет потребительских, правительственных расходов и чистого экспорта. Теперь нужно искать новые факторы роста за счет инвестиций, рассматривая их влияние на технологические параметры экономики. Кроме того, повышение нормы накопления не является самоцелью для организации политики экономического роста, скорее данный параметр выступает результирующим и соответственно должен восприниматься при принятии макроэкономических решений.
75-83 181
Аннотация
Ключевой проблемой развития экономики России является ее структурная несбалансированность. Значительные различия в уровне экономической эффективности разных отраслей являются следствием такого состояния отечественной экономики. Это препятствует организации эффективной системы межотраслевых взаимодействий для создания условий экономического роста. Отраслевая сбалансированность создает условия эффективного взаимодействия отраслей экономики. В статье предложены основы методологии диагностики устойчивого развития экономики России, которая позволит идентифицировать состояние и динамику отечественной экономики и выявит возможности создания сети межотраслевых взаимодействий, необходимой для углубления диверсификации различных секторов экономики. Предлагается введение совокупности индикаторов, позволяющих на основе первичной статистической информации количественно определить степень различия и динамику изменения в экономических, финансовых, технологичных, социальных характеристиках разных секторов (отраслей) экономики - индикаторов несбалансированности экономики по определенным показателям. Разработана методика оценки влияния различных факторов на устойчивое развитие экономики и проведение диагностики экономических процессов, влияющих на отраслевую структуру экономики России. Выявлено влияние структурной неустойчивости отдельных отраслей экономики на экономический рост. Предложена система мониторинга и многокритериальной оценки устойчивого развития отраслей российской экономики. Практическое применение системы мониторинга устойчивого развития отраслей российской экономики будет способствовать повышению достоверности и обоснованности оценок эффективности и устойчивости отраслей разных типов, а также позволит на основе результатов многокритериальной оценки выявить потенциальные возможности и резервы развития отраслей и отраслевых комплексов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

84-93 190
Аннотация
Исторически сложившиеся исследовательские традиции осмысления учеными-экономистами России процессов эволюции экономических идей и хозяйственной жизни в контексте их научных изысканий в прошлом и настоящем рассматриваются в статье через призму политико-экономического феномена российской школы экономической мысли, проявившей себя в период с последней трети XIX по первую треть XX столетия. Отмечается, что выдающийся российский академик Л. И. Абалкин, введя в научный оборот целостные концептуальные суждения о реалистичных и гуманистических основаниях российской школы экономической мысли, во многом обоснованно характеризует ее как результат переосмысления отечественными политэкономами ценностей немецкой исторической школы, марксизма и раннего (ортодоксального) неоклассицизма. Солидаризируясь с видением Л. И. Абалкина, в числе наиболее значимых для судеб экономической науки нововведений в творческом наследии предшественников и непосредственных представителей российской школы экономической мысли изучены и обобщены специфические особенности определения ими предмета изучения политической экономии на уровне «народного хозяйства» и «общественного богатства». При этом особое внимание уделено их приверженности главным образом системному и междисциплинарному методам анализа, принципам этики, морали, нравственности и социальной справедливости. В числе обобщающих сформулирован вывод о том, что поскольку российскую политическую экономию, в том числе российскую школу экономической мысли, всегда отличали стремление обосновать механизмы трансформации хозяйственной жизни, осмыслить роль в экономике «человеческого капитала», научный долг российских ученых-экономистов заключается в продолжении и развитии этой традиции, обеспечении деидеологизации научных изысканий.
94-102 156
Аннотация
В статье определяется современное положение России на мировой арене и перспективы возможного развития в мире, где страны-лидеры находятся в стадии перехода в 6-й технологический уклад. Для преодоления существующего разрыва нашей стране жизненно необходимо иметь собственные информационные и управленческие технологии. Статья посвящена науке «УПРАВЛЕНИЕ»: истории, предпосылкам, цели и перспективам создания. Актуальность создания науки «УПРАВЛЕНИЕ» обоснована необходимостью беспрецедентного перехода России в масштаб 7-го постиндустриального технологического уклада. Данный переход дает новые источники социального и экономического роста, поиск которых - задача, поставленная Президентом России. Создание науки «УПРАВЛЕНИЕ» стало возможным на современном этапе развития управленческой мысли благодаря богатейшему наследию и новейшим открытиям в области управления и развития. Наука «УПРАВЛЕНИЕ» создается путем объединения усилий ученых и практиков в области управления, а также смежных наук на основе «ПТУРС - периодической таблицы управления и развития систем». В статье описывается методология фундаментальной науки «УПРАВЛЕНИЕ», указывается на необходимость выделить ее предметно и институционально. Авторы статьи дают определение менеджменту и раскрывают его суть как инструмента капитала для внедрения в любую систему с целью ее последующего разрушения. Поэтому менеджмент исключается из предметного поля науки «УПРАВЛЕНИЕ». В статье дается определение вновь создаваемой науке «УПРАВЛЕНИЕ», которая является ключевым фактором 7-го постиндустриального технологического уклада. Цель создания науки «УПРАВЛЕНИЕ» - изучение закономерностей, структуры и принципов жизни человека в прошлом, настоящем и будущем для того, чтобы сделать развитие в макросистеме управляемым и научно обоснованным. Осуществление перехода на новый уровень развития с использованием научного потенциала, новейших управленческих и виртуальных технологий выступает основным фактором политического, государственного, социального и экономического развития России в любом масштабе.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

103-107 541
Аннотация
В статье рассматриваются возможности для инвестиций, открывшиеся для иностранных инвесторов в российский бизнес. В период восстановления экономики данная тематика представляется особенно актуальной, так как привлечение иностранного капитала в российские стартапы может ускорить оздоровление посткризисной отечественной экономики и способствовать диверсификации производства в стране. Предметом исследования выступают российские стартапы, профинансированные зарубежными инвесторами, и стартапы, нуждающиеся в привлечении капитала. В работе ставятся цели: выявить причины интереса финансирования российских стартапов иностранными инвесторами, изучить особенности принятия решения по привлечению денежных средств, а также оценить существующие риски, которым подвергаются инвесторы, вкладывая деньги в российские компании. В исследовании проводится качественный анализ российской рыночной конъюнктуры, основывающийся на оценке участников рынка иностранных инвестиций. Сопоставление позиций и подходов выборки инвесторов позволяет найти ключевые особенности и выявить проблемы инвестирования в российские стартапы. Рассматриваются аргументы за и против инвестирования в быстрорастущую российскую предпринимательскую среду. К аргументам за инвестирование в Россию относится дешевый рынок труда и обесценивание стартапов по причине девальвации национальной валюты, к аргументам против - высокие политические и экономические риски. Результаты данного исследования могут использоваться инвесторами для принятия рационального решения по инвестированию в российский бизнес. Повторное исследование, расширение выборки и сегментация данных по временным периодам могут позволить выявить изменения ключевых особенностей инвестирования в Россию в динамике и привести к более точным результатам.
108-122 247
Аннотация
В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия ревизии и ее методов. На основе проведенного исследования выявлено, что существующие классификации охватывают лишь какую-то часть существующих методов ревизии, что отрицательно сказывается на разработке ее теории и практики. Определены типичные ошибки при разработке классификации методов ревизии в бюджетных учреждениях. Предложена новая классификация методов ревизии. Сделан вывод, что использование аналитических процедур как метода ревизии позволит ревизору оценить фактическое состояние и перспективы финансового состояния бюджетного учреждения, а также достоверность его беспрерывной деятельности. Разработанные в статье классификационные основы методов ревизии исходят из самого понимания ревизии, методологии и усовершенствования практики контроля. Автором определены основные цели классификации методов ревизии: научная разработка основ теории; дальнейшее усовершенствование практики контроля; улучшение подготовки и повышения квалификации кадров ревизии; повышение эффективности и качества всей ревизионной работы. Предложена методика проведения ревизии, в основе которой шесть основных этапов: организационно-научный; нормативно-правовой; расчетно-аналитический; проверка достоверности отчетных данных; проверка учетных данных; обобщение результатов ревизии. Каждый из приведенных этапов имеет довольно самостоятельное значение при проведении ревизии и дает возможность: получить наиболее объективный результат проверки в более короткий срок; исследовать первичные документы и материалы, что может привести к улучшению качественных показателей реализованных инспектирований, выявлять скрытые и неиспользованные резервы. Расширена и дополнена классификация методов ревизии в бюджетных учреждениях. Предложенные процедуры, по мнению автора, необходимо применять на каждом этапе классификации ревизии в бюджетных учреждениях.
123-128 187
Аннотация
Статья посвящена раскрытию информации о социальной ответственности и социальных обязательствах в отчетности компаний. В рамках статьи проанализированы тенденции распространения нефинансовой отчетности в области социальной ответственности, а также проблем ее применения в России. Выявлены ограничения и недостатки использования нефинансовой отчетности с точки зрения обеспечения полноценной информацией о социальной ответственности заинтересованных пользователей. Установлено, что финансовая отчетность компании обладает существенным потенциалом для раскрытия такой информации и может служить дополнением, а также альтернативой нефинансовой отчетности в данной области. Выявлены проблемы и предложены направления развития использования обоих видов отчетности с точки зрения представления достоверной и своевременной информации о социальной ответственности предприятия.
129-140 155
Аннотация
Рассматривается методологический подход к планированию развития региональной экономики, основанный на идее выбора оптимальных стратегий инвестирования роста валового регионального продукта (ВРП) с помощью моделирования. В отличие от известных подходов, которые в основном ориентированы на мониторинг и прогнозирование сложившихся трендов развития экономики, предлагается воздействовать на ее рост формированием активных стратегий. Обоснованность подхода обусловлена тем, что, с одной стороны, недостаточно публикаций по теоретическим основам управления сложным межотраслевым хозяйственным комплексом на уровне региона в условиях России, с другой - большинство регионов из года в год испытывают дефицит инвестиций, региональных бюджетов, потерю производств и рабочих мест. Предлагается формировать модель на основе многопараметрического представления производственно-технологической функции отрасли, не ограничиваясь только коэффициентами затрат, как в межотраслевом балансе. Стратегии инвестирования формализованы в виде специальной матрицы. Такой подход позволяет достаточно адекватно воздействовать на производство ВРП отрасли, изменяя такие ее характеристики, как: размер основных производственных фондов (ОПФ), капиталоотдачу, рентабельность затрат, чувствительность к инвестициям, соотношение потребление-выпуск и некоторых других. Каждая отрасль в матрице содержит 3 строки: одна - для инвестирования изменений ОПФ, вторая - для изменения капиталоотдачи, третья - для изменения соотношения потребление-выпуск. В свою очередь, для каждого года моделирования отводится 2 столбца, один из которых указывает на плановый объем капиталовложений, второй - на размер отдачи (полученный эффект в денежном измерении).

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

141-148 273
Аннотация
Автор раскрывает доктринальное и практическое содержание понятия «международные экономические санкции» применительно к деятельности иностранных компаний в Российской Федерации. В статье рассматриваются основные типы экономических санкций в отношении государств, компаний и физических лиц, а также проводится практический анализ влияния ограничительных мер на иностранные компании и их персонал. Феномен антироссийских санкций в статье рассматривается с корпоративной точки зрения: автор анализирует ряд методических рекомендаций, введенных в крупных международных компаниях, специально для того, чтобы не попасть под влияние санкций. Сквозь призму внутренних корпоративных правил и политик автор раскрывает наиболее опасные для таких компаний санкции, описывает возможные наказания и меры воздействия за нарушение санкционного режима. Автор также касается вопроса коллизий международных норм и норм национального законодательства, с которыми международные компании, работающие в Российской Федерации, неизбежно сталкиваются при работе в Республике Крым. В заключение автор обращается к российским органам государственной власти с рядом рекомендаций, исполнение которых позволит эффективно преодолевать негативное воздействие так называемых санкций, а также распознавать и использовать положительные факторы санкционного режима в целях укрепления экономики Российской Федерации.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

149-157 262
Аннотация
За последние годы для улучшения качества управления казначейскими счетами и денежными остатками на них были внесены нововведения в деятельность Федерального казначейства, в частности в практику проведения различных операций по поддержке ликвидности со свободными остатками на единых казначейских счетах (ЕКС). Однако эти действия касаются только средств федерального бюджета, физически концентрируемых на счете 40105. Передача опыта управления ликвидностью федерального бюджета на региональный уровень сделала бы значительный шаг в сторону развития казначейского обслуживания государственной финансовой системы. Подобное трансформирование имеет определенные затруднения, одним из которых является вопрос выбора той или иной модели управления свободными потоками дифференцированных бюджетов 85 субъектов. В статье предлагается разработка модели программы управления остаточными ресурсами бюджетов субъектов РФ. В ходе исследования осуществляется сравнительный анализ различных типов систем управления денежными потоками. На базе выбранного типа - виртуального пулинга, осуществляется моделирование системы по примеру ЕКС для единого виртуального счета субъектов. Определяются полномочия участников системы, проводятся математические расчеты ключевых показателей по счетам и финансовым инструментам. Перспективы данной модели, помимо своего прямого воздействия на регулирование ликвидности бюджетов субъектов, представлены косвенным положительным влиянием на действующую федеральную систему ЕКС, финансовые инструменты, используемые в ней, и внутреннюю долговую политику страны.
158-165 299
Аннотация

В решении проблемы социально-экономического развития России в плане обеспечения собственным жильем основной части населения страны значимость ипотечного жилищного кредитования на сегодняшний день весьма актуальна.

Реализация данной задачи возможна только в рамках повышения доступности жилья, основным катализатором при этом выступает государственная поддержка. В статье проведен анализ условий организации системы ипотечного жилищного кредитования на федеральном и региональном уровнях (на материалах Алтайского края). Результаты проведенного исследования позволили выявить основные факторы, сдерживающие развитие ипотеки: ограниченный платежеспособный спрос населения, высокая стоимость жилья, низкие объемы ввода нового жилья в субъектах РФ, невозможность подтверждения своих доходов, экономическая нестабильность, высокие процентные ставки, несовершенство законодательной базы.

Учитывая полученные результаты, авторами были предложены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

При этом выявлена необходимость повышения информированности потенциальных заемщиков о возможностях ипотечных программ за счет проведения разъяснительной работы, публикаций интервью руководителей банка, выпуска методической литературы. Полученные в исследовании результаты относительно влияния факторов на развитие системы ипотечного кредитования могут найти применение в практической деятельности кредитных организаций для повышения доступности ипотечного жилищного кредитования.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

166-176 240
Аннотация
В статье представлен комплексный взгляд на проблему идентификации и измерения стоимости нематериальных активов (НМА) и объектов интеллектуальной собственности (ИС). Проанализированы основные подходы к формированию дефиниции «нематериальные активы» в Федеральных стандартах оценки (ФСО), Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и отечественных Положениях по бухгалтерскому учету (РСБУ). Отмечается, что в действующей системе российских федеральных стандартов оценки, бухгалтерского учета и отчетности содержатся фрагментарные нормы об отдельных элементах рассматриваемых объектов. Имеются противоречия между объемами и критериями признания результатов интеллектуальной деятельности в гражданском обороте и системе бухгалтерского учета. Авторами выделены и рассмотрены три блока проблем наблюдаемого разрыва между показателями бухгалтерской отчетности и рыночной капитализации компании: отсутствие активного рынка, что приводит к невозможности определения внешней рыночной стоимости НМА; частичная неурегулированность отдельных институтов интеллектуальной собственности; недостоверность стоимостного значения НМА, отраженного в финансовой отчетности; невозможность признания объекта нематериальным активом вследствие отсутствия документального подтверждения затратной составляющей его стоимости. Устранение обозначенных проблем возможно, на наш взгляд, при однонаправленных согласованных действиях профессионального сообщества и регуляторов в области создания открытого рынка интеллектуальной собственности. Успешность функционирования рынка объектов интеллектуальной собственности зависит от качества инструментов, которыми пользуются его участники, в частности это касается достижения более высокого уровня формализации методов и методик измерения рыночной стоимости нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности как на стадии их признания активом, так и при последующем раскрытии информации о них в отчетности. В свою очередь, система бухгалтерского учета должна обеспечить пользователей достоверной информацией о стоимости НМА за счет расширения перечня объектов, которые могут быть признаны в учетной системе как нематериальные активы, изменения подходов к формированию их первоначальной стоимости и последующей переоценке.
177-188 179
Аннотация
Эффективное управление территориальными социально-экономическими системами на сегодняшний день невозможно без применения современных информационных систем, в том числе геоинформационных систем (ГИС). Однако при их формировании зачастую возникают трудности с организацией и структурированием данных о рассматриваемой предметной области. В статье рассматриваются вопросы формирования базы данных социально-экономического развития регионов Российской Федерации, необходимой для эффективного функционирования геоинформационной системы мониторинга пространственного развития России. Ключевой задачей в данном случае является разработка информационно-логической модели указанной базы данных. Для решения поставленной задачи на основе предложенной схемы ГИС мониторинга пространственного развития России разработана схема базы данных, содержащей ряд взаимосвязанных таблиц (в том числе, федеральные округа, регионы, тип показателя, единицы измерения, показатели, значения показателей), позволяющих хранить информацию о параметрах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В ходе исследования применены методы построения функциональных и информационных моделей и нормализации баз данных. Описаны характеристики таблиц и входящих в их состав полей. Предложен перечень из 70 показателей социально-экономического развития территорий, сгруппированных по 7 направлениям. Полученная информационно-логическая модель базы данных для геоинформационной системы мониторинга пространственного развития России позволяет описать ключевые параметры происходящих процессов в разрезе субъектов Российской Федерации.
189-193 188
Аннотация
Исследования в области оценки налоговой нагрузки организаций ведутся с момента формирования государственности и актуальны на современном этапе. Актуальность обозначенной проблематики заключается в сложности экономической и фискальной сущности интегрального критерия налоговой составляющей бизнеса, характеризуемого термином «налоговая нагрузка организации». С одной стороны - это непосредственно оценка менеджмента организации, с другой - оценка эффективности налогового регулирования в рамках налоговой политики государства. Причина постоянного интереса к оценке налоговой нагрузки организации заложена в сущности отношений, возникающих между государством и организацией по вопросу перераспределения средств организации с изъятием их части в пользу государства и эффективного использования в дальнейшем. Накопившийся объем знаний в области подходов к оценке налоговой нагрузки предопределил направления исследований, поэтому целью статьи является анализ тенденций в оценке налоговой нагрузки организаций и их систематизация. Выполнен анализ тенденций в оценке налоговой нагрузки организации, в рамках которого предложена классификация методик оценки налоговой нагрузки на начальном и современном этапах их разработки. На современном этапе методики классифицируются по следующим критериям: область применения, учет базы сравнения, виды показателей, учет переложения налогов и теневой составляющей, цель применения. Выявлены нерешенные проблемы, недостатки начального и современного этапов исследований в подходах оценки налоговой нагрузки организации. Основным недостатком разработанных методик является отсутствие обоснованности граничных (приемлемых) значений налоговой нагрузки организаций. В основе обоснованности граничных значений должны быть взаимосвязи налоговой нагрузки с критериями и показателями эффективности. На основе выявленных недостатков современных методик представлен авторский подход к оценке налоговой нагрузки организации на базе статистической связи между налоговой нагрузкой организации и обобщенным показателем эффективности. Результатом оценки налоговой нагрузки является установление граничных уровней налоговой нагрузки организации. При этом оценка граничных уровней выполняется с применением экономико-математического инструментария: регрессионного анализа и анализа методом главных компонент.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

194-201 270
Аннотация
В статье представлен опыт применения новых экспериментальных методов образования для развития творческих способностей, исследовательских навыков и выстраивания коммуникаций в подготовке кадров для технологического предпринимательства. В последнее время вузы стали включать в учебный процесс курсы по технологическому предпринимательству. Научить кодировать, продвигать свой проект в сети, используя известные технологии интернет-маркетинга, методики управления проектом, принципы менеджмента, техники интервьюирования потенциальных пользователей для определения полезностей еще не существующего, но почти созданного и почти проданного продукта, несложно. Но одно дело рассказывать об уже сложившихся методах анализа успешности продвижения продукта, сайта, рекламного сообщения в Интернете, что можно проверить на готовых решениях, и совершенно другое - дать возможность самим придумать идею, проанализировать ее осуществимость, оценить конкурентные преимущества, создать прототип и запустить его в тестовую среду. Рассматривать техники дизайн-мышления мы предлагаем именно с точки зрения их применимости по начальным этапам жизненного цикла стартапа. В дизайн-мышлении ключевые ступени процесса - эмпатия, фокусировка, генерация, выбор, прототипирование и тестирование - построены на возможности быстрой генерации множества идей, позволяющих уйти от банальности, а также на правилах, как выбрать лучшее решение, создать его, пусть на уровне прототипа, и запустить в тестирование. В основе проведения сессий лежат игровые механики, кейсы, которые позволяют вырабатывать варианты решений в нестандартных ситуациях.
202-215 190
Аннотация
Переход российского аудита на международные стандарты (МСА) актуализирует задачу выявления основных отличий национальных стандартов от международных. Обостряется потребность в адаптации к новым правилам внутрифирменных аудиторских стандартов, регулирующих процессы планирования проверок, сбора аудиторских доказательств, формирования рабочих документов. В настоящей статье рассмотрена методика планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности - статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов. В статье предложены рекомендации для каждого этапа планирования аудита - постановки целей и задач аудита оценочных обязательств, оценки риска существенного искажения и неотъемлемого риска с использованием авторской методики оценки эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица, расчета существенности искажений информации финансовой отчетности, формирования выборки. Материалы статьи основываются на требованиях международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов аудита, могут быть использованы практикующими аудиторами в ходе осуществления внешнего и внутреннего аудита, бухгалтерами, студентами и преподавателями вузов.
216-235 237
Аннотация
В статье рассматриваются социально-экономические и политико-правовые аспекты посткризисной миграции в динамике с 2012 г. до первой половины 2016 г. на основе данных Автоматизированной системы аналитической отчетности Федеральной миграционной службы (АСАО), Государственной статистической отчетности Росстата, статистической информации Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Цель исследования - анализ факторов развития миграционных процессов в проблемных регионах постсоветского пространства, проблемы афтершока вторичной миграции из стран Европы, вынужденных решать проблемы массового потока мигрантов из регионов вооруженных и политических конфликтов. Для достижения цели автор поставил следующие задачи: 1) рассмотрение потенциала трудовых, капитальных, финансовых, других ресурсов регионов - миграционных доноров в контексте оптимизации управленческих решений по регулированию миграционных процессов на территории Российской Федерации, в том числе в разрезе отдельных отраслей экономики, профессионально-квалификационных характеристик; 2) изучение миграционных процессов на рынке труда согласно показателям, установленным Правилами проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации; 3) исследование миграционной активности КНДР, КНР в сопоставлении с политико-правовыми решениями местной и центральной власти Российской Федерации в демографически неустойчивых регионах Дальнего Востока, Сибири; 4) выяснение перспектив российского инвестирования в страны, являющиеся миграционными донорами для нивелирования миграционных потоков на выгодных для страны реципиента финансово-экономических условиях; 5) систематизация механизмов управления целеполаганием миграционных потоков и привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии со спросом российской экономики и интересами общественного согласия. В результате решения поставленных задач предполагается сформулировать среднесрочный прогноз внешних миграционных рисков для Российской Федерации и предложить систему мер по превентизации миграционных угроз посткризисной миграции.

ТЕОРИЯ ПРАВА

236-239 150
Аннотация
Проблема реализации права на охрану здоровья неразрывно связана с административно-правовым статусом гражданина как субъекта многообразных административных правоотношений. Эффективная защита прав и свобод в сфере охраны здоровья требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих этим правам обязанностей соответствующих государственных органов. Роль регуляторов в этой сфере призван выполнять закон, который должен в полной мере соответствовать нормам Конституции Российской Федерации. Обеспечение и соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и корреспондирующих им обязанностей медицинских организаций и работников относятся к задачам законодательства об административных правонарушениях. Медицинская помощь организуется и предоставляется в соответствии со стандартами оказания такой помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, утвержденной на территории Российской Федерации и ее субъектов.
240-248 195
Аннотация
В статье приводится научно-практический комментарий отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС), регламентирующих полномочия судебного представителя. Автор рассматривает вопросы, связанные с объемом прав представителя и порядком их реализации, останавливается на порядке оформления и подтверждения полномочий различных представителей (законных представителей, руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, руководителей организаций, адвоката, а также других представителей) на ведение административного дела в суде, анализирует порядок оформления и выдачи доверенности от имени организации, индивидуального предпринимателя, граждан. Особое внимание в статье уделяется порядку проверки полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей, а также разрешению судом вопроса о признании их полномочий и допуске к участию в судебном заседании либо отказе признании таковых.
249-256 204
Аннотация
В статье автор анализирует гражданско-правовые институты заверений, гарантий, гарантий возмещения потерь в договоре купли-продажи акций или долей как способе слияния и поглощения, а также углубляется в правовую природу указанных правовых механизмов с позиции английского законодателя и судебных прецедентов. Автором проведен анализ основных доктрин английского права, выявлены черты и особенности заверений, гарантий, гарантий возмещения потерь. Актуальность указанной темы диктуется трансграничной природой сделок слияния и поглощения. Автор приводит примеры реализации указанных правовых институтов при заключении договоров купли-продажи акций. Автором также проанализированы терминологические особенности заверений, гарантий, гарантий возмещения потерь, а также взаимосвязи между реализацией положений о заверениях, гарантиях, гарантиях возмещения потерь.

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

257-263 198
Аннотация
Маркетинговая деятельность любой современной компании через такие нефинансовые показатели, как узнаваемость, удовлетворенность и лояльность клиентов, влияет на ее финансовые результаты в целом (средний чек, продажи, прибыль). И если влияние маркетинговой активности на узнаваемость и удовлетворенность компании измеряют достаточно активно, то их взаимосвязь с финансовыми результатами в силу ряда причин измеряется редко и некачественно. А в периоды экономической нестабильности такое измерение может стать крайне необходимым для компании, поэтому данное исследование посвящено анализу взаимосвязей показателей удовлетворенности и лояльности клиентов и финансовой результативности компаний. Целью данного исследования является оценка влияния удовлетворенности клиентов на результативность маркетинга российских интернет-магазинов. Из внутренних информационных систем магазинов и проведенного интернет-опроса клиентов собрана база необходимых для анализа данных за 5 лет. Основными методами исследования стали корреляционный и регрессионный анализ. На данных более 1600 клиентов интернет-магазинов была найдена значимая положительная взаимосвязь между удовлетворенностью клиентов и финансовой результативностью магазина. Также в исследовании были найдены и объяснены частные характеристики интернет-магазинов, которые значимо влияют на финансовый результат: это широта выбора и условия оплаты товара. Даны рекомендации для компаний рассматриваемого типа по максимизации результативности с помощью маркетинговых показателей. Полученные результаты подтверждают выводы зарубежных исследователей: показатели удовлетворенности и на российском рынке значимо положительно влияют на финансовые результаты компаний (средний чек, частоту покупок, удержание клиентов). Таким образом, результаты, полученные в данной работе, могут быть полезны не только исследователям, изучающим результативность маркетинга и ее факторы, но и практикам бизнеса, ищущим способы повышения финансовой результативности. Несмотря на некоторые ограничения исследования, поднятые в нем задачи и гипотезы можно в дальнейшем проверить на других рынках, респондентах, компаниях, так как ясна актуальность и новизна заявленной тематики на российском рынке.
264-272 285
Аннотация
Предмет/тема. Публикации последних лет свидетельствуют о повышении научного интереса специалистов к проблемам теории и практики управленческого учета. В центре внимания современных исследований управленческого учета находятся: понимание его сущности, предметная область, проблемы и накопленный опыт постановки системы, а также направления дальнейшего развития. Статья посвящена проблеме определения информационного пространства управленческого учета. В связи с отсутствием однозначного понимания дефиниции «управленческий учет» вопрос информационного пространства является чрезвычайно актуальным и дискуссионным. Цель. Обоснование необходимости расширения информационного пространства управленческого учета. Метод/методология. В статье содержится анализ и обобщение результатов исследований некоторых теоретических положений управленческого учета: рассматриваются взгляды специалистов в отношении определения сущности и предметной области управленческого учета, а также аргументы, позволяющие делать выводы о границах информационного пространства системы управленческого учета. Результаты. Рассмотрены аргументы, в большей степени обусловленные изменениями бизнес-среды, которые свидетельствуют о неизбежности расширения информационного пространства управленческого учета, призванного обеспечить учетно-аналитическое сопровождение процесса управления. Область применения. Полученные результаты исследования и выводы могут быть приняты во внимание в ходе исследований в области теории и практики управленческого учета, определения направлений его дальнейшего развития. Выводы. Сделан вывод о целесообразности широкого понимания сущности управленческого учета, о неограниченности его информационного пространства, что вызывает потребность изменения представления о его предметной области, совокупности объектов и др., а также свидетельствует о необходимости развития инструментария учетно-аналитического обеспечения управления в бизнес-среде.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)