Preview

Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice

Расширенный поиск
Том 22, № 6 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-6

БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ

6-24 2010
Аннотация
В работе рассматривается специфика российского экономического роста в период 1998–2017 гг. Цель исследования —  обоснование механизма подъема и спада деловой активности в российской экономике, определяющегося разрывом темпов роста заработной платы и производительности труда в условиях открытой экономики. Сформулированы 4 гипотезы: 1) между валютным курсом и экономическим ростом в России есть существенная причинно-следственная связь; 2) опережение роста оплаты труда над производительностью угнетающе влияет на рентабельность коммерческого сектора; 3) в характере российского экономического роста в периоды 1998–2009 гг. и 2009–2017 гг. имеются существенные различия, обусловленные связью между превышением внутренней процентной ставки над мировой и инвестициями; 4) в первом периоде (1998–2009 гг.) наблюдается существенная связь между отечественной процентной ставкой и инвестициями, во втором периоде (2009–2017 гг.) такая взаимосвязь исчезает. Теоретический анализ и постановка гипотез основываются на моделях неоклассического синтеза. Статистическая проверка гипотез осуществлялась посредством статистического и корреляционного анализа, а также методов эконометрического анализа временных рядов. Выявлена проблема, связанная с опережением роста оплаты труда и доходов над ростом производительности труда. Сделан вывод о вероятных существенных изменениях российской модели роста в 2018–2020 гг. Они будут обусловлены развитием инфраструктуры и жилищного строительства. Основной вывод исследования: в среднесрочном периоде будет наблюдаться позитивный эффект обесценения рубля на производительность труда. Однако к концу 2019 —  началу 2020 г. он будет исчерпан. Укрепление отечественной валюты и опережающий рост заработной платы на фоне замедления динамики производительности труда снижают рентабельность коммерческого сектора и тормозят экономический рост.
25-38 813
Аннотация
Авторы анализируют функционирование учреждений сферы культуры и искусства, которая является одним из классических примеров опекаемых благ в экономике. Эмпирическое исследование опирается на экономическую закономерность «болезнь цен». Составлена уникальная статистическая база данных на основе информации Росстата и информационной базы данных Министерства культуры РФ. В исследовании обновлены расчеты индексов Баумоля за период 2001–2015 гг. Получено подтверждение наличия таких симптомов «болезни Баумоля», как: отстающая от среднерегионального темпа производительность труда в учреждениях культуры, сверхинфляционный рост цен на билеты в театрах, догоняющий рост заработных плат в театре по отношению к среднему уровню заработных плат в регионе. Авторским подходом к анализу «болезни цен» Баумоля можно считать модификацию общего индекса Баумоля в виде замены показателя дефицита дохода на долю расходов, покрываемых за счет бюджетных средств. Получены новые результаты оценки дефицита дохода и доли расходов, покрываемых за счет государственного финансирования, с использованием модели панельных данных и квантильной регрессии. Практическая ценность данного исследования состоит в систематизации механизмов бюджетной и внебюджетной поддержки учреждений искусств. В качестве основы для создания благоприятной среды развития организаций культуры предложены такие новые институты финансовой поддержки, как институт партисипативного бюджетирования и институт индивидуальных бюджетных назначений.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

39-52 749
Аннотация
Цель статьи: исследовать сложившиеся подходы к налогообложению малого предпринимательства в агропромышленном секторе, обосновать направления совершенствования данного процесса и определить эффективность влияния специальных налоговых режимов на предпринимательскую активность в отрасли. Использованы методы экономико-статистического и экономико-математического анализа результатов функционирования и развития малого сельскохозяйственного предпринимательства с учетом существующих форм и инструментов фискального стимулирования. Также применялись методы контентного эмпирического анализа зарубежных источников на данную тематику. Авторы делают вывод, что существующие специальные налоговые режимы для малого сельскохозяйственного предпринимательства не достаточно эффективны. В связи с этим уровень предпринимательской активности в агропромышленном секторе остается относительно невысоким. Это означает, что малое сельскохозяйственное предпринимательство в настоящее время не может в полной мере содействовать достижению целей импортозамещения и обеспечения должного уровня продовольственной безопасности. В статье изложены возможные решения: селективные, в части совершенствования налогообложения, и системные, в части оптимизации институциональной среды. Их реализация не только будет способствовать увеличению эффективности инструментов фискального стимулирования малого сельскохозяйственного предпринимательства, но и обеспечит рост предпринимательской активности в этой отрасли.
53-68 1620
Аннотация
Распространение бизнес-структур, организованных в форме холдинга, предопределило необходимость трансформации существующих инструментов финансового управления. Одним из результатов подобных изменений стало появление особого вида финансового контроля, ориентированного на достижение долгосрочных стратегических целей компании. Финансовый контроль стратегии развития, отличающийся специфической технологией реализации, в настоящий момент является одним из ключевых управленческих инструментов, обеспечивающих возможность перспективной реализации корпоративной стратегии компании. Цель исследования —  определение методических основ формирования системы контролируемых показателей, учитывающей нефинансовые факторы формирования стоимости компании. Методологическую основу исследования составили системный подход, применение статистических методов анализа и оценки данных, контент-анализ. Обоснование полученных результатов достигнуто с использованием информации, опубликованной на сайте Московской биржи, рейтинга крупнейших российских компаний Forbes, официальных сайтов российских компаний. Актуальность исследования определяет необходимость уточнения содержания финансового контроля стратегии развития холдинга и технологии его осуществления. Приведены примеры построения систем финансового контроля в российских компаниях. Составлена универсальная схема системы финансового контроля. Определены ключевые методы стратегического финансового контроля: стратегическое моделирование, построение цепочек ценностей, факторный и сценарный анализ, углубленное исследование финансового состояния с применением математических и эконометрических методов и современного компьютерного обеспечения. С учетом выделенных особенностей финансового контроля стратегии развития определена общая схема его исполнения, обозначены основные отличия от реализации финансового контроля в традиционном понимании. Максимизация стоимости компании как основная цель финансового контроля стратегии развития обосновала необходимость осуществления контроля нефинансовых факторов стоимости. К ним отнесены: модель управления компанией; степень социальной ответственности компании; интеллектуальный капитал; степень инновационности; лояльность клиентов и степень узнаваемости бренда; качество и новизна производимой продукции; вклад компании в социально-экономическое развитие страны и регионов присутствия. Процесс контроля нефинансовых факторов требует разработки системы контролируемых показателей. Это является перспективным направлением исследования рассматриваемой темы.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ И ФИНАНСЫ

69-81 953
Аннотация
Статья посвящена исследованию последствий воздействия внешней трудовой миграции на финансово-экономическую сферу стран, принимающих иностранную рабочую силу. Авторами разработан и предложен методологический подход к оценке воздействия трудовой миграции на развитие финансово-бюджетной сферы принимающих государств. Он заключается в использовании алгоритма количественного анализа, состоящего из трех этапов. Первый этап —  определение конкретных позитивных и негативных последствий воздействия трудовой иммиграции на финансово-бюджетную сферу принимающего государства. Второй этап —  разработка системы аналитических показателей и методологии ее использования для оценки воздействия указанных последствий на финансово-бюджетную сферу. Третий этап —  определение методов сбора статистической информации, необходимой для расчета системы аналитических показателей. Предложенный методологический подход дает возможность оценить воздействие трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающего государства по таким важным аспектам, как денежные переводы трудовых мигрантов на родину и поступление обязательных платежей иностранных работников в государственный бюджет. Анализ динамики предложенных показателей позволит принимать оперативные решения по недопущению развития негативных тенденций и максимизации позитивных эффектов от внешней трудовой миграции.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

82-94 639
Аннотация

Укрепление сотрудничества стран Евразийского экономического союза — лучшее решение для смягчения последствий торговых войн, недобросовестной конкуренции и ухудшения международных экономических отношений. В статье представлены результаты анализа индексов фондовых рынков Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на базе которых выявлена их значительная корреляция. Цель статьи — разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию сотрудничества стран — членов ЕАЭС и расширение взаимодействия сторон в финансовой сфере. Использованы данные Bloomberg за период 2000–2017 гг. и технология Excel, что позволило на базе публикуемых индексов торговых площадок ЕАЭС подтвердить гипотезу о взаимозависимости наиболее развитых фондовых рынков: московского и казахстанского. Графический анализ исследования показал, что корреляция показателей указанных торговых площадок возникла в 2008 г. —  в период преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. До 2007 г. взаимозависимости индексов московской и казахстанской торговых площадок не наблюдалось. Проведенное исследование показало, что индексы фондовых рынков ЕАЭС в значительной степени зависят от производства сырья и цен на сырьевые товары. В условиях развития финансовых отношений ЕАЭС предложено использовать мировой опыт укрепления экономического сотрудничества европейских стран и методы преодоления ими кризисных явлений 50-х гг. ХХ в. ЕАЭС необходима гармонизация финансовой политики и финансовых отношений, упрощение доступа предпринимателей к кредитованию, совершенствование налоговых льгот экспортерам промышленных товаров и порядка предоставления субсидий новым отраслям экономики. Использование европейского опыта в ЕАЭС может способствовать преодолению проблем и решению задач сотрудничества.

95-105 1957
Аннотация
Стремительное развитие «восточноазиатских тигров» привело к беспрецедентному росту торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Основные мотивы углубления сотрудничества в АТР —  кризис многосторонней торговой системы и необходимость перехода к полицентричной модели мирового устройства. Институциональной базой интеграционных процессов в АТР может стать соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), заключение которого ожидается к концу 2018 г. АТР выступает одним из самых перспективных регионов потребления природного газа и нефти в мире. Успех интеграционных процессов в Азии в значительной степени зависит от расстановки внешнеполитических приоритетов России как ключевого геополитического игрока и производителя энергоресурсов. Цель статьи —  выявление особенностей участия Китая в формировании новой модели глобальной экономики на примере создания ВРЭП и определение позиции России в отношении интеграционных процессов в АТР. Использованы методы научной абстракции, сравнительного анализа и логического обобщения. Систематизированы и обобщены основные теоретические подходы к анализу роли Китая в интеграционных процессах в АТР в контексте полициклических трансформаций господствующей парадигмы глобальной экономики. Китай рассматривает США как своего главного конкурента и узурпатора глобальных ресурсов. В последние десятилетия Китай продемонстрировал неоспоримые экономические достижения, основанные на успехах проведения промышленной политики. Он возглавляет создание крупнейшего торгового блока в мире, чтобы самостоятельно определять повестку дня глобальной экономики в будущем. Однако без политической поддержки, интеллектуальных и сырьевых ресурсов России Китаю будет сложно достичь паритетного положения с Западом на мировой экономической арене. Сделан вывод о том, что России для использования преимуществ интеграционных процессов в АТР следует занимать активную позицию в организации конструктивного диалога с Китаем и другими странами АТР по многочисленным неразрешенным вопросам двустороннего и многостороннего сотрудничества. Допуск азиатских инвесторов и потребителей к российским нефтегазовым ресурсам необходимо осуществлять одновременно с включением России в региональную цепочку создания стоимости в АТР на взаимовыгодных условиях.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

106-120 713
Аннотация
Исследуется экономический механизм обратной ипотеки —  кредитного продукта, направленного на повышение уровня жизни граждан преклонного возраста, являющихся владельцами недвижимости. Изложена суть операции обратного ипотечного кредитования, принципы действия механизмов использования принадлежащих пожилым людям объектов недвижимости для обеспечения им дополнительного дохода. Приведены примеры использования системы обратного ипотечного кредитования в США, Великобритании, Испании и Австралии. Авторы описывают существующие методики обратного ипотечного кредитования в России. На основе анализа опыта зарубежных стран дана оценка экономической целесообразности вложения денежных средств в данный кредитный инструмент. С учетом фактора потребительского спроса имеется возможность рассчитать равновесную ставку —  следовательно, найти координаты точки рыночного равновесия. Разработана математическая модель обратной ипотеки для случая с пожизненными аннуитетными платежами. Данная модель позволяет рассчитать ожидаемые выгоды заемщиков и кредиторов. Сделано (и реализовано в модели) два примечания, которые значительно отличают моделирование обратной ипотеки от других кредитных продуктов: 1) пожизненный обратный ипотечный кредит не имеет фиксированного срока окончания; 2) при взятии кредита такого типа заемщики рассматривают мотив не только потребления, но и накопления наследства. В результате построена модель, позволяющая рассчитать положение точек безубыточности и рыночного равновесия (относительно процентной ставки). Это поможет экономически заинтересованным агентам оценить потенциал рынка обратного ипотечного кредитования в России.
121-131 1553
Аннотация
Рассмотрены основные аспекты организации, формирования и управления синдикатом банков на рынке синдицированного кредитования. Синдицированный кредит предоставляется заемщику двумя или более банками-кредиторами на равных условия в рамках одного пакета кредитной документации. Данный рынок имеет следующие основные характеристики: существенные объемы финансирования, транзакции организуются и синдицируются крупнейшими инвестиционными и коммерческими банками, используется стандартная юридическая документация, централизация агентских функций. Процесс синдикации является ключевым фактором успешной сделки на рынке синдицированного кредитования. Цель исследования —  структурированное описание бизнес-процесса синдикации на кредитном рынке. Поставлены и решены следующие задачи: 1) определение оптимального графика синдицирования; 2) классификация транзакционных и юридических документов сделки; 3) разработка методов управление рисками процесса синдикации. Методической основой является использование процессного подхода к формированию синдиката и распределению ролей участников сделки между банками (организаторов, андеррайтеров, букраннеров, агентов). Основываясь на нормативно-правовой специфике синдицированного кредитования, описаны юридические документы процесса (мандатное письмо, соглашение о конфиденциальности, синдикационные письма). Предложен оптимальный график реализации сделки по привлечению синдицированного кредита. Он включает пять этапов: 1) планирование; 2) формирование «старшего» синдиката; 3) формирование «общего» синдиката; 4) управление итоговой структурой синдиката; 5) юридическое закрытие сделки. Рассмотрены маркетинговые материалы (инвестиционная презентация, информационный меморандум) и основные мероприятия сделки (публикация пресс-релизов и банковская встреча). Сформулированы и описаны ключевые риски синдицированного кредитования, включающие рыночные риски андеррайтинга и фондирования. С практической точки зрения статья представляет интерес для представителей российских коммерческих и инвестиционных банков и корпоративных заемщиков, планирующих привлекать корпоративное финансирование на международном рынке синдицированного кредитования.

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

132-152 1899
Аннотация
Цель статьи —  предложить авторскую методику оценки и прогнозирования социального развития регионов России. Методологической основой исследования являются нейросетевые технологии (формируется байесовский ансамбль динамических нейросетей различной конфигурации), обеспечивающие высокую точность прогноза. Авторами разработана методика оценки социального потенциала регионов России. Сформирована система частных показателей, характеризующих уровень социального развития регионов страны. Они объединены в пять групп: 1) население (ожидаемая продолжительность жизни); 2) уровень жизни населения; 3) образование; 4) здравоохранение (заболеваемость); 5) научные исследования и инновации. С помощью метода «Паттерн» частные показатели приведены в сопоставимый вид путем нормализации их значений. Данный метод позволяет объективно оценивать «глубину» межрегиональных «разрывов» в стране по всей системе социальных индикаторов. Проведен расчет индекса социального развития субъектов РФ. На основе нейросетевых технологий (самоорганизующихся карт Кохонена) проведена кластеризация регионов России по уровню социального развития. Осуществлено прогнозирование социального развития российских регионов. В результате прогнозирования установлено, что у региона —  лидера РФ (г. Москва) в 2017–2019 гг. ожидается снижение индекса социального развития по сравнению с 2014–2016 гг. У другого региона —  лидера РФ (г. Санкт-Петербург) в среднесрочной перспективе также ожидается снижение показателя, но только по сравнению с 2016 г. При этом по Республике Башкортостан в 2017–2019 гг. прогнозируется лишь незначительное снижение уровня социального развития. Однако ожидается, что республика по-прежнему будет существенно отставать от регионов —  лидеров России по уровню социального развития. На примере Республики Башкортостан выявлено, что отставание в сфере социального развития объясняется «разрывом» в области научных исследований и инноваций. Авторы делают вывод о необходимости повышения эффективности социальной политики на региональном уровне. Для этого необходимо не только увеличить финансирование социальной сферы субъектов РФ, но и обеспечить надлежащий контроль расходования бюджетных средств. Разработанная методика может являться эффективным инструментом прогнозирования и управления социальным развитием регионов РФ соответствующими министерствами и ведомствами.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

153-156 1276
Аннотация
Излагается заключение экспертной группы Финансового университета на Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2019–2024 годов (разработан Минэкономразвития России). Оценка Прогноза производилась с точки зрения реализации задачи, поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу прогнозируемых темпов и источников экономического роста и перспектив социального развития. На основе произведенного анализа делается вывод, что предложенные прогнозные показатели не адекватны задаче «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации», предусмотренной Указом Президента России от 07.05.2018 № 204.

ИНФОРМАЦИЯ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ

157-162 725
Аннотация

Статья представляет результаты проекта Европейской экономической комиссии ООН в Кыргызстане: «Укрепление национального потенциала институтов поддержки торговли». На их основании предложены дальнейшие шаги по содействию международной торговли. Среди них: наращивание потенциала государственных органов и бизнеса в области международных стандартов и лучших практик. Важно повышать доступность информации о правилах и требованиях государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и в странах-партнерах. Требуется проведение системной работы с госорганами и бизнесом во всех регионах Кыргызской Республики. Для этого необходимо наличие постоянно действующего Регионального учебного центра. Его базой станет Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. В тесном взаимодействии с ведущими университетами государств —  членов Евразийского экономического союза и стран Центральной Азии целесообразно расширять регион деятельности учебного центра. Необходимо предусмотреть возможность организации сетевой модели обучения по актуальным учебным программам во всех странах региона. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5671 (Print)
ISSN 2587-7089 (Online)